Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
Кафедра педагогики и частных методик
Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским
церебральным параличом на занятиях
изобразительным искусством
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050708
«Педагогика и методика начального образования»
Выполнила студентка VI курса
отделения заочного обучения
Сафронова Елена Владимировна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Питенко Светлана Владимировна
Выпускная квалификационная работа «Рекомендую к защите»
Допущена к защите
Зав. кафедрой истории педагогики
и частных методик, к.п.н., доцент
Протасова Елена Владимировна
Соликамск - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Влияние занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом
1.1 Особенности развития детей с детским церебральным параличом
1.2 Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
1.3 Специфика занятий изобразительным искусством у учащихся с детским церебральным параличом
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация опытно-экспериментального изучения влияния занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук учащихся с детским церебральным параличом
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики у группы учащихся с детским церебральным параличом
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Введение
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. ............