Министерство Образования Украины
Харьковский Национальный Педагогический Университет
им. Г.С. Сковороды
Кафедра музыкально-инструментальной подготовки
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ
дипломная работа
студентки III курса группы xxx
заочного отделения
музыкально-педагогического
факультета
xxxxxxxxxxx
Научный руководитель
канд. искусствоведения, доцент
xxxxx.
допущена к защите
Харьков – 2005
Содержание
Введение Глава I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема
1.1 Теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников
1.2 Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Глава ІІ. Эксперимент
2.1 Анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся 1-х классов
2.2 Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации
2.3 Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки
2.4 Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
2.5 Динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности
Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) [17;20;38;45;30]. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит прежде всего в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский) [16], его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций синкретической личности младшего школьника.
Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения.
В структуре синкретической личности младшего школьника ценностные ориентации, которые характеризуют его внутренний, духовный мир, его направленность представляют сложное интегративное образование.
Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. ............