Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Восточносибирская государственная академия образования"
Факультет математики, физики и информатики
Кафедра физики
Курсовая работа
«Развитие основных естественнонаучных умений по физике в основной школе»
Выполнила:
Шаферова Наталья Николаевна
Научный руководитель:
Глебова О.Д.
Иркутск, 2010
Оглавление
Введение Глава 1. Естественнонаучные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной организации 1.1 Цели место и изучения физики в общеобразовательной школе 1.2 Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики Глава 2. Особенности формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики 2.1 Методика формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики 2.2 Практическая реализация заданий по физике с целью формирования естественнонаучных умений Заключение Литература
Введение
Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть усвоены в процессе обучения в школе. В дальнейшей жизни человека знания должны углубляться и пополняться в ходе самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим совершенствование процесса формирования естественнонаучных умений следует считать приоритетной дидактической задачей.
Физика как учебный предмет располагает большими возможностями для развития естественнонаучных умений. Проблеме их формирования при обучении физике отводится одно из ведущих мест в современных научно-методических исследованиях. Развитию обобщенных познавательных умений посвящены работы З.А. Вологодской, И.Я. Ланиной, А.В. Усовой. Проблему развития интеллектуальных умений школьников исследовали Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев, В.Г. Разумовский. Формирование умений работать с источниками информации рассмотрели В.А. Беликов, В.К. Буряк, Е.В. Оспенникова. Процесс формирования экспериментальных умений учащихся исследован А.А. Бобровым, П.В. Зуевым, Т.Н. Шамало. В этих работах раскрываются различные аспекты процесса формирования естественнонаучных умений.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. ............