Астраханский государственный технический университет.
Реферат на тему: Развитие отечественной психологии в первой половине ХХ века
Выполнила: студентка 1 курса
Группа ЮП-11
Заплатила Иоланта Владиславовна
Проверил: доцент кафедры
Фролов Сергей Сергеевич
Астрахань 2008
Содержание
1. Введение. 3
2. Состояние психологического знания в России в начале XX века. 3
3. Экспериментальная психология. 7
4. Развитие советской психотехники. 8
5. Развитие советской педологии. 10
6. Развитие психоанализа в России. 12
7. Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы.. 16
8. Итоги развития советской психологии в предвоенный период. 19
9. Результаты и достижения советской психологии военного периода. 21
10. Итоги развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны 26
Заключение. 28
Список литературы.. 29
1. Введение Целью данного реферата является анализ и обобщение некоторых наиболее существенных тенденций, принципов, путей и итогов развития психологической науки в России ХХ столетия. Задача состоит в том, чтобы на фоне общей и краткой характеристики психологии в нашей стране (за последнее столетие) раскрыть некоторые линии развития в психологии личности, социальной психологии и психологии познания, охарактеризовать и сделать вывод по каждой отрасли психологии. В этих областях науки особенно отчетливо выходит на передний план психология субъекта, которая становится все более актуальной проблемой для всего цикла наук о человеке. На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, т.к. важно знать историю развития психологии и становление ее как науки.
В своем реферате я кратко описала развитие экспериментально и эмпирической психологии, а так же развитие психологии в разные периоды – до революции, военный период и др.
Вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
2. Состояние психологического знания в России в начале XX века В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания - она в конце XIX - начале XX веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными (определение задач и предмета исследования, разработка программ и выделение направлений развития, обоснование адекватных методических приемов и принципов исследования психической реальности и т. д.) и организационно-научными (создание специальных психологических центров и психологических научных изданий, формирование кадров ученых-психологов и т. ............