Тема: Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Содержание
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов
2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей
3. Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. В течение трех месяцев запишите вопросы, задаваемые детьми вашей группы о природе
2. Проанализируйте собственный опыт работы по использованию приемов активизации познавательной деятельности детей в процессе ознакомления с природой
3. Разработайте рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе
Список литературы
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.
Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек.
Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.
Организуя наблюдение со старшими дошкольниками, возможно увеличение подгруппы до 5-6 человек. Также можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.
Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).
В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков.
Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. ............