Содержание
красота гармония прекрасное эстетический
Введение
1. Развитие представлений о прекрасном
2. Отражение совершенства, красоты, гармонии и прекрасное в эстетике
3. Эстетическая деятельность, красота, гармония и прекрасное
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Всякая наука пользуется понятиями, то есть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке (и в естествознании и обществоведении) имеется своя специфическая система понятий, отражающая те или иные законы действительности. Помимо отражательной функции система понятий позволяет упорядочивать имеющийся научный опыт и, вместе с тем, объяснить явления посредством знания законов.
В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.
В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное, комическое — трагическое и др.
В данном реферате рассмотрим следующие понятия эстетики: совершенство, красота, гармония и прекрасное.
1. Развитие представлений о прекрасном
У первых древнегреческих натурфилософов в единстве выступают эстетическое и космологическое: прекрасное — это вселенски прекрасное, это всеобщая гармония и красота мироздания (слово "космос" означает одновременно: мироздание, мир, украшение, наряд, красота, порядок, гармония; и не случайно это слово имеет единый корень со словом "косметика").
Разрабатывая проблемы музыкальной акустики, пифагорейцы впервые воплотили идею математического подхода к красоте. Они дали математическое выражение соотношения тонов: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т. д.
Красота гармонична. Причем гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности находятся в "соразмерной смеси", там благо, здоровье человека. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. Красота выступает как мера гармоничности и истинности бытия, как мера созвучности космосу.
Пифагорейцы развивали учение о "гармонии сфер": планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами соотносятся между собой, как интервалы тонов октавы. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти фантастические представления пифагорейцев — свидетельство их наивной и жизнерадостной уверенности в том, что Вселенная — прекрасно звучащий оркестр.
Для Гераклита гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамическое состояние.
Сократ отождествлял прекрасное и полезное: эстетическое — производное от утилитарно-практической значимости предмета. Искусно разукрашенный щит, плохо защищающий воина от врагов, нельзя, с его точки зрения, назвать прекрасным, но прекрасен пусть даже неукрашенный щит, хорошо выполняющий свою основную функцию. ............