Омский гуманитарный университет
Аннотация
Развитие произвольной памяти дошкольников
Автор: Кунгурцева Светлана Петровна
Кафедра психологии
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Оглавление
Словарь..................................................................................................... ii
Глава 1............................................................................................................. 1
Основные характеристики Памяти........................................................ 1
Основные черты памяти............................................................................. 1
Классификация памяти............................................................................... 2
Универсальные принципы в механизме памяти...................................... 4
Глава 2............................................................................................................. 5
Память и её развитие в детском возрасте............................................... 5
Общая концепция развития памяти........................................................... 5
Память, как основная психическая функция в детском возрасте........... 6
Глава 3............................................................................................................. 7
Соотношение непроизвольной и произвольной памяти..................... 7
Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте................ 7
Переход от непроизвольной к произвольной памяти............................. 8
Глава 4........................................................................................................... 10
Развитие опосредованного и произвольного запоминания.................... 11
Обучение запоминанию в дошкольном детстве...................................... 12
Обучение запоминанию с использованием мнемических средств........ 13
Практическая часть................................................................................ 14
Методика проведения исследования развития памяти........................... 14
Изучение уровня развития произвольной образной памяти.................. 14
Изучение объема образной памяти у дошкольников............................... 15
Приложение........................................................................................... ............