Содержание
Введение
1. Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности
1.1 Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте
1.2 Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
2. Экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе
2.1 Общая характеристика и ход экспериментального исследования
2.2 Сравнительный анализ влияния психологических упражнений и занятий в игровой форме на развитие познавательных процессов младших школьников
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А «Характеристика познавательных процессов»
Приложение Б «Содержание диагностического материала исследования»
Приложение В «Комплекс упражнений, применяемых в ходе опытно экспериментальной работы на внеклассных занятиях»
Введение
Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности[1].
Актуальность выбранной темы заключается в том что, проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. ............