Развитие рыночной экономики в Исламской Республике Иран
В результате победы в антишахской революции 1978–1979гг. фундаменталистского крыла иранского духовенства в Иране на исходе XX века возникла новая форма государственного устройства. С появлением на мировой арене Исламской республики Иран в мировую научную литературу прочно вошли такие понятия, как «тоухидная» и «исламская» экономика, в которых, особенно до периода развала СССР, пытались найти аналоги с разными общественно–экономическими формациями, не исключая возможности проявления в настоящее время «азиатского способа производства» в своеобразной форме.
Первые годы существования исламского режима, высказываемая Хомейни точка зрения на экономику как на явление вторичное, экономическая программа Партии исламской республики, созданной по инициативе имама Хомейни, первые законодательные акты, особенно законы о национализации собственности, о национализации банков, о горнорудных предприятиях, о введении исламской (без банковского процента) банковской системы, ориентация на минимизацию внешнеэкономических связей с индустриально–развитыми странами мира, отказ от использования иностранного капитала и т.п., – способствовали восприятию иранской экономической системы как явления уникального, выпадающего из общепринятых представлений.
В исламском Иране в короткий срок сложилась достаточно жесткая экономическая система, контролируемая государством. Государство, и до исламской революции располагавшее значительной собственностью и доходами от продажи принадлежавшей ему нефти, за счет проведенной национализации получило дополнительные резервы. Регулирование цен, вызвавшее негативные последствия в последние годы шахского правления, достигло во второй половине 80–х годов невиданного в истории Ирана размаха. Огромную экономическую мощь обрело духовенство, которое аккумулировало значительную часть конфискованной после революции собственности в руках исламских фондов. И хотя шиитское духовенство традиционно сохраняло экономическую независимость от государственной власти, в первую очередь, за счет поступлений религиозных налогов от «базара», в условиях исламского правления оно смогло не только полностью восстановить утраченные за время правления Пехлеви экономические позиции, но и усилить их.
При этом государство во главе с духовенством отнюдь не стремилось отказаться от собственности и как от социально–экономической категории, и как от элемента функционирования экономики. Именно такая трактовка собственности отвечала интересам «базара», защитником которого улемы всегда выступали в отношениях с властью. Исламской экономической традиции не противопоставлялся главный принцип рыночного хозяйства – будь то капиталистического, или современного индустриально развитого общества. Однако главное внимание в исламской экономической системе обращалось на состояние человеческих отношений в экономической жизни, на нравственные принципы экономических отношений, которые должны были содействовать целям процветания исламского общества (уммы) в целом. В этом взгляде на экономику как на неотъемлемую часть цельного организма исламского общества и проявляется принцип «тоухида». Складыванию и функционированию в течение десятилетия жестко централизованной экономической модели с оказанием преимущественной поддержки мелкому предпринимательству (в самых различных сферах экономики) во многом способствовали внешние обстоятельства. ............