Введение
Общая тенденция развития систем управления базами данных показывает, что распределенные системы получают все большее развитие и распространение. Этому способствует как мировая глобализация, которая приводит к ускорению процессов централизации и децентрализации информационных систем, так и технический прогресс в области хранения и передачи данных. Растут объемы и быстродействие накопителей информации. Все большей становится доля оптоволоконных каналов связи, которые позволяют передавать огромные массивы данных с невиданной до сих пор скоростью. Кроме того, ширится выпуск персональных домашних компьютеров и ноутбуков. Все это вкупе с прогрессирующим снижением стоимости коммуникационных услуг ведет к росту количества удаленных рабочих групп (офисов), а также расширению числа работников, выполняющих свои функции вне своего офиса или основного рабочего места. Эти факторы и способствуют развитию распределенных систем и, соответственно, распределенных баз данных.
Распределенные базы данных
По общему мнению, Россия и другие страны СНГ, обладая большой территорией, просто обречены на создание и развитие информационных систем на основе распределенных баз данных. Не секрет, что практически все преуспевающие средние и крупные региональные компании имеют свои представительства в Москве и/или Петербурге. Поэтому при управлении такими предприятиями не обойтись без сложных корпоративных распределенных информационных систем. Ярким примером распределенной базы данных является система DNS:
Практика показывает, что обычно решение вопроса создания корпоративной ИС ищется в уже достаточно освоенной и всем знакомой плоскости клиент-сервер на базе локальной сети с централизованной базой данных.
Выбирается одна из популярных многопользовательских СУБД и доступные средства для быстрой разработки приложений (как правило, это пара Interbase/Delphi). Создается система, включающая в себя одну или несколько баз данных, а также набор обращающихся к ней (к ним) приложений, реализующих прикладные функции, необходимые конечному пользователю. Данная технология весьма неплохо работает в ограниченном масштабе, например, в рамках одного офиса или нескольких удаленных рабочих групп-филиалов, связанных с головным предприятием. Однако время не стоит на месте, компания расширяется и выходит на тот уровень, когда новые задачи требуют децентрализации хранения и обработки данных и, соответственно, качественного скачка в развитии информационной системы. В этом случае технология клиент-сервер, реализованная на основе централизованной базы данных, уже не может удовлетворить новых потребностей. Информационная система становится неработоспособной и ее приходится фактически создавать заново. Очевидно, что обычные системы "клиент-сервер" могут развиваться только по эволюционному экстенсивному пути в ограниченном масштабе и становятся неэффективными, когда экстенсивные пути развития исчерпывают свои возможности. Затраты на модификацию и сопровождение такой системы в критический момент становятся сравнимыми с затратами на создание новой системы. Выходом из тупика может служить применение распределенных баз данных (БД).
В зависимости от архитектуры, можно выделить локальные и распределенные БД. ............