Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Московский Педагогический Государственный Университет
Дефектологический факультет
Кафедра логопедии
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
Развитие словаря у детей с моторной алалией
Выполнила:
студентка III курса, 305 группы
Кузнецова Ю.В.
Руководитель:
Доцент, к.п.н. кафедры логопедия
Сафонкина Н.Ю.
Москва, 2007
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие речи в норме
1.1 Развитие пассивного словаря
1.2 Развитие активного словаря
Глава 2. Становление речи при моторной алалии
2.1 Развитие речи детей с моторной алалией
2.2 Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
2.3 Характеристика пассивного словаря у детей с моторной алалией
Глава 3. Развитие словаря у детей с моторной алалией
3.1 Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией
3.2 Развитие пассивного словаря
3.3 Развитие активного словаря
3.4 Практические задания
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема развития словарного запаса занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является особо актуальным.
В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, В.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и другие) отмечается, что у детей с моторной алалией наблюдаются трудности усвоение лексических закономерностей родного языка.
Прежде чем разбирать особенности словарного запаса и его формирования у детей с моторной алалией, нужно понять, что собой представляет словарь.
Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Цель исследования: изучить особенности формирования словаря у детей с моторной алалией.
Задачи:
· показать особенности развития пассивного и активного словаря у детей с моторной алалией;
· рассмотреть методы формирования словаря у детей с моторной алалией.
1. Развитие речи в норме
1.1 Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й - подготовительный - до 1 года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.
В каждом из этапов можно выделить два важных момента: развитие пассивного словаря и развитие активного словаря.
Возможность развития понимания речи (пассивного словаря) на первом году жизни определяется уровнем зрительного и слухового восприятия.
Не сразу дети овладевают пониманием слова во всей полноте его смысла и звучания. ............