Часть полного текста документа:Развитие слуха и зрения у новорожденных Введение О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. В данной работе будет исследован вопрос ''Развития ощущений''. 1. Особенности развития слуха и зрения у новорожденных В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория "ребенок - пищеварительный тракт", которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать. Он - как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: "Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении". Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным. Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным. В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного: он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения. Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах. В последние 20 или даже 30 лет во всем мире отмечается исследовательский бум; исследования направлены на выяснение возможностей новорожденного. Чтобы вы могли представить себе объем работ, скажу: на последнем всемирном конгрессе, посвященном грудным детям, который был созван с целью подведения итогов современных знаний о ребенке (до рождения, во время него и после рождения), присутствовали 1500 специалистов 20 национальностей из разных стран; было сделано 500 сообщений. Итак, новорожденный более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия. Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза. Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. ............ |