Часть полного текста документа:Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе. Строение и развитие сознания. Дюркгейм, Жане, Леви-Брюль, французская социологическая школа. Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений. Коллективные сознательные представления - представления о времени, пространстве, роде, причине, субстанции. Их специфика - это представления о наиболее общих свойствах окружающего мира. Они есть у всех людей, обладающих развитым разумом, взрослых. Их содержание одинаково, универсально, в пределах каждого общества и культуры. Они являются необходимым условием для мыслительной, умственной деятельности. Идея Дюркгейма: социальные факты, не зависят от индивида, и (Дюркгейм говорил жестко) навязаны ему. Социальные факты не зависят от индивида, они должны быть присвоены с необходимостью. Происхождение: связано с представлениями о природе человека. Человек - существо двойственное. Первое его существо - индивидуально и автономно живущий организм. Второе - человек - социальное существо, часть общества. Коллективные представления возникают в результате познавательной деятельности общества в целом. Они внедряются в сознание каждого члена общества, человека. Наличие коллективных представлений выполняет важную и полезную функцию - они образуют возможность объединения людей. Совместная жизнь людей предполагает единомыслие - для взаимопонимания и совместной деятельности. Их исследуют методом кросс-культурных исследований. 2. Значение и личностный смысл. Возникновение "разумного смысла". Возникновение действий приводит к созданию сознательного отражения, его единица - "разумный смысл". Чтобы человек мог совершать биологически нецелесообразные действия, он должен сознавать и понимать смысл своих действий в контексте общего труда. Люсьен Леви-Брюль (ученик). Дал первую психологическую характеристику коллективным представлениям. Коллективные представления у первобытных - это некое единство, триединство. Единство познавательных (интеллектуальных), аффективных (эмоциональных) и волевых (моторных, т.к. воля прежде всего проявляется в движении) компонентов. Итак, коллективные представления в первобытных обществах - это... Что это означает? Три эти сферы пока не разделены (ум, чувство и воля). У нас (в языке) разделены: интеллект, эмоции и воля - это разные понятия. В человеке есть какие-то представления, которые нельзя испытать без аффекта и с готовностью действия. Мы можем назвать их убеждениями. Какие-то убеждения готовы отстаивать. Ценности - в социологии - установки (не по Узнадзе, а социальные). П. Жане (Франция): память, связанная с речью со знаками - память-рассказ, не нужна отдельному человека. Память-рассказ - социальное действие (действие разделено между людьми), например, реакция часового на приближение врага. Леонтьев. Основным условием возможности понимания человеком смысла своих действий является наличие в его психике особых образований - значений. В значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой. Значения - познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены результаты познавательного опыта общества в целом. ............ |