Часть полного текста документа:Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р. С. Буре, Л. Д. Костелова В 70-е годы проблемы нравственного воспитания детей продолжают занимать значительное место в теории дошкольной педагогики. Продолжается рассмотрение процесса формирования отдельных нравственных качеств, но их значение определяется значимостью не только для становления личности ребенка, но и для развития коллектива сверстников и деятельности в нем. Большое место занимают исследования, посвященные изучению трудовой деятельности, которая рассматривается как средство нравственного воспитания. В.Г. Нечаева продолжает рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало, раскрывает методы, направленные на решение воспитательных задач. Р.С. Буре, опираясь на положение В.Г. Нечаевой о своеобразии труда дошкольников, его связи с игрой, подчеркивает, что участие в труде следует оценивать не с позиции полученного результата в его материальном выражении, что для детей недоступно, а с позиции того значения, которое он имеет для самого ребенка или группы детей, а также оценивая его отношение к порученному делу. Ряд исследований посвящается изучению воспитательного значения ознакомления детей с трудом взрослых. Авторы подчеркивают необходимость обращать внимание на значение труда как средства, удовлетворяющего потребности людей (В.И. Логинова), на личные качества тружеников, их ответственное отношение к делу, эмоциональный подъем в процессе труда (Е.И. Радина), мотивы, побуждающие к труду (Я.З. Неверович), разрабатывают некоторую последовательность преподнесения знаний о труде и человеке труда (В.И. Логинова, Р.С. Буре), способствующих осознанию детьми его значимости и побуждающих к труду. Большое место в исследовании Г.Н. Годиной занимает изучение процесса формирования самостоятельности у малышей, которая рассматривается автором как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Самостоятельность определяется ею как некоторая независимость ребенка от взрослого, способность ставить перед собой цель и достигать ее известными ему способами. Проявляя самостоятельность, дети освобождаются от опеки взрослого, начинают вступать в отношения со сверстниками, усваивают нормы общения с ними, что приводит к развертыванию сферы взаимоотношений. В исследованиях раскрываются и методические стороны педагогического руководства, направленного на решение воспитательных задач. Так, Г.Н. Година подчеркивает особую роль труда по самообслуживанию, в процессе которого ребенок начинает осознавать цену заботы о себе, проявлять заботливость и по отношению к близким. Е.И. Корзакова и В.Г. Фокина отмечают особую роль труда детей в природе, считая его первым и единственным видом производительного труда, доступного детям, требующего от них длительных усилий, повседневной работы, что создает условия для воспитания ответственности и объединения участников. А.Г. Тулегенова, продолжая работу этих авторов, также изучает возможности сельскохозяйственного труда детей, который имеет в дошкольных учреждениях эпизодический характер (в связи со сменой сезонов года), что значительно снижает его воспитательное значение. ............ |