Оглавление
Введение
Глава 1. Краткая характеристика творчества Павла Андреевича
Глава 2. Федотовская традиция в 1850-1860х годах позапрошлого века
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конце XVIII и первой половине XIX столетия русский бытовой жанр формируется как самостоятельный вид изобразительного искусства. Определяются его идейные концепции и художественный язык. Идет становление типовой жанровой картины, приемов раскрытия бытовой темы, наконец, появляются художники, полностью посвящающие свое творчество жанровой живописи. Именно по этому пути в 1860-80х годах пойдут поиски лучших живописцев, изображающих современную им жизнь.
Во второй половине XIX века складывается собственно жанровая картина. В 20х годах у Александра Гавриловича Венецианова последняя статична, немноголюдна, содержит простой сюжет.
Крупнейшим русским жанристом, "корифеем русского бытового жанра" этого времени стал Павел Андреевич Федотов. Именно он ввел в русский бытовой жанр критический анализ окружавшей его общественной действительности, стремясь раскрыть противоречия и пороки, раздиравшие русское общество того времени.
Павел Андреевич явился родоначальником, предтечей нового направления в искусстве. Он был единственным живописцем второй половины XIX века, открывшим новый метод, которому суждено было лечь в основу творчества художников последующих поколений.
Однако само положение Федотова в истории русской живописи было довольно сложным. Павел Андреевич, обличитель и аналитик, давший жизнь критическому реализму в русском изобразительном искусстве, не боявшийся поучать, выступает в своем позднем творчестве романтиком, находящим красоту в реальном мире. Тем самым живописец определял одну из последних вспышек романтизма в русской живописи. Подобная двойственность творчества Павла Андреевича определила дальнейшую жизнь творческого наследия живописца.
Именно творческую традицию 1850-60х годов XIX века, а точнее ее анализ, автор ставит целью данной работы.
Насколько сильным было влияние П. А. Федотова на художников следующего поколения? В чем оно проявлялось? Кто именно наследовал, и как это отражалось в работах последователя? Какие методы, идеи, сюжеты Павла Андреевича были востребованы?
Вопрос о традициях Федотова в русской живописи XIX века в российской историографии достаточно подробно изучен. Этой проблеме уделяли внимание многие исследователи, начиная с современников художника. Одним из авторов, освятившим данный вопрос, является Галина Константиновна Леонтьева. В первой части своей работы "Павел Андреевич Федотов. Основные проблемы творчества", вышедшей в свет в 1962 году, Галина Константиновна анализирует само творчество художника, а во второй – влияние последнего на русскую живопись, журналистику, общественную мысль в 1850-60х годах XIX века.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов, автор великолепной монографии "Павел Федотов", в своей работе "П. А. Федотов и русская художественная культура 40х годов XIX века" затрагивает вопрос о последователях Федотова во второй половине XIX века.
Также существуют Интернет-сайты, посвященные творчеству Павла Андреевича Федотова; но ценной информации в них мало, и чаще она неполная, разрозненная и не всегда достоверная.
Работа состоит из двух глав. ............