Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональных уровнях.
Туристский продукт состоит не только из продукта деятельности организаторов туризма, которые являются также и посредниками в этом процессе. Это - широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются в смежных с туризмом отраслях хозяйства (перевозки, размещение, питание, аттракции, торговля, банковские, финансовые, страховые и иные сопутствующие услуги и работы).
Гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта является основной задачей процесса регулирования деятельности в сфере туризма. Комплексный подход к координации и регулированию деятельности туристской индустрии и смежных отраслей, образующих инфраструктуру туризма, способен качественно изменить положение туристской отрасли в экономике региона, обеспечить дополнительные доходы бюджетной системы.
Целевая функция развития туризма заключается в повышении качества и уровня жизни населения области, обеспечении занятости, духовного и физического оздоровления населения, повышения доходов граждан и бюджетов всех уровней, что является реальным претворением в жизнь основополагающих принципов Конституции Российской Федерации.
Важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный потенциал. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет завоевывать серьезные позиции на туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма.
Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма.
Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Государство играет важную роль в создании системы рекламно-информационного обеспечения местного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристских администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке.
По усредненным оценкам разных организаций ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). В настоящее время в Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих. ............