Министерство образования
Российской Федерации
Новосибирский государственный педагогический университет
Факультет культуры и дополнительного образования
Кафедра НХТ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора
Выполнила:
Студентка ОЗО ФКиДО V курса
Суткина Ирина Викторовна
Научный руководитель:
К.п.н. доцент
Винникова Галина Васильевна
Новосибирск
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков
1.3 Игра как особый вид деятельности ребенка
1.4 Народные игры с точки зрения этнопедагогики
ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И ОПЫТ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1 Первичная диагностика творческих способностей подростков
2.2 Ролевая игра и ее особенности
2.3 Анализ и проведение эксперимента
2.4 Вторичная диагностика творческих способностей подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio – творчество, сотворение).
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.
Исследования педагогов, психологов, методистов
(Д.Н. Богоявленский, Е. Я. Голант, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский,
Ю.З. Гильбух, О.М. Дьяченко, А.В. Запрожец, В.В. Клименко, Н.С. Лейтес, Е. И. Кабанова-Миллер, В.А. Моляко, М. Б. Теплова), проведенные на материале различных учебных предметов убеждают, что развитие творческого мышления оказывает самое благоприятное влияние на формирование у школьников познавательных творческих интересов.
Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного развития творческих способностей у детей среднего школьного возраста средствами ролевой игры.
Объект исследования: ролевая игра как фактор развития творческих способностей подростков.
Предмет исследования: процесс влияния ролевой игры на развитие творческих способностей подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории школьного образования.
2. Определить теоретические основы решения проблемы – закономерности, принципы развития творческих способностей школьника.
3. Организовать экспериментальную работу по развитию творческих навыков детей.
4. Выводы по результату эксперимента.
Гипотеза: мы предполагаем, что привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует развитию их творческих способностей.
При этом важно соблюдать следующие условия:
· Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;
· Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления подростка, диалогичность общения;
· Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным особенностям личности подростков.
Теоретической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход к игре, раскрытый в философский, психологических, педагогических работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Шацкого С.Т., Эльконина Д.Б. ............