Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого
Кафедра детской психологии и дошкольного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:
Развитие у старших дошкольников бережного отношения к природе в процессе природоведческих экскурсий
Тула – 2009
Введение
Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Здесь экскурсия выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы.
Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Как утверждают ученые В.П. Арсентьева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова и др., содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения как за единичными объектами (живыми организмами), так и за целостными природными сообществами (лесом, лугом, водоемом, парком и др.)
Объект исследования: развитие бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Предмет исследования: развитие бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий.
Цель исследования: выявить педагогические условия положительного влияния природоведческой экскурсии на развитие бережного отношения к природе у старших дошкольников и апробировать их в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что бережное отношение к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий будет формироваться успешнее при соблюдении следующих условий:
1. Если при проведении экскурсии особое внимание будет уделяться редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения.
2. Если в ходе проведения экскурсии будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия.
3. Если внимание детей на экскурсии будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения.
4. Если в процессе проведения экскурсии воспитатель будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания старших дошкольников.
2. Определить исходный уровень развития бережного отношения к природе у старших дошкольников. ............