Часть полного текста документа:Развитие ученического проектирования как способ самореализации школьников Моргачева Ольга Александровна, зам. директора по научно-методической работе ГОУ СОШ № 651 САО г. Москвы Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски отбор талантливых учеников, оказание им всемирной поддержки в профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Безусловно, важнейший уровень ученического проектирования - школьный. От квалификации учителя, педагога дополнительного образования во многом зависит степень вовлечения школьников в научные исследования. На уроках, занятиях, кружках, студии, факультативах и др. ведется кропотливая совместная работа ученика и его наставника по форматированию навыков исследования, по освоению методики проведения эксперимента и обработки данных, школьники учатся вести дискуссию по теме исследования, ориентированно оформлять итоги выполненных работ, отстаивать личную позицию в образовательном процессе. Проектная и исследовательская деятельность способствует построению индивидуальной траектории образовательного процесса. Основу метода проектов составляют следующие положения: 1. Развитие познавательных умений и навыков учащихся; 2. Умение ориентироваться в информационном пространстве; 3. Умение самостоятельно конструировать свои знания; 4. Умение интегрировать свои знания из различных областей наук; 5. Умение критически мыслить. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Это задача личностно-ориентированной педагогики. Субъектами научно-исследовательской работы являются педагоги. Заместители директора школы организуют учителей на педагогический поиск, устанавливают деловые связи с вузами. Научные методы привлекают к научному исследованию учащихся, объединяют их в творческие группы. Дальнейший успех развития проектной и научно-исследовательской деятельности в школе обеспечивается наличием трех основных условий: нормативно-организационная база; богатая материально-техническая база; творческая заинтересованность педагогов в данном поле деятельности. Научно-исследовательская и проектная деятельность становится мощным действенным фактором, влияющим на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка; это эффективное средство получения современного образования. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся. Актуальность широкого внедрения в практику работы школы этой формы очевидна, так как именно исследование аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке. Говоря об ученическом проектировании, необходимо выделить основные концептуальные положения, на которых базируется работа со школьниками в образовательном учреждении. 1. ............ |