Тема: Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся
Оглавление
Введение
I. Исследование памяти умственно отсталых детей в трудах отечественных специалистов
1.1 Особенности памяти учащихся с недоразвитием интеллекта
1.2 Рекомендации специалистов по повышению эффективности вербальной памяти у умственно отсталых детей
II. Пути повышения эффективности, коррекция и развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников
2.1 Экспериментальное изучение состояния вербальной памяти учеников 3 класса школы VIII вида
2.2 Использование игровых приемов в целях повышения качества вербальной памяти умственно отсталых учащихся
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Положение о ведущей роли правильно поставленного обучения в развитии детей особенно значимо для специальной психологии, так как оно направляет исследователя на раскрытие возможностей умственно отсталого ребенка, которые мобилизуются благодаря обучению и в какой-то мере компенсируют дефект ребенка. Одним из наиболее уязвимых мест в познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью является процесс вербальной памяти.
Исследователи отмечают, что с приближением к подростковому возрасту память у ребенка постепенно освобождается от наглядных образов, а вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план, причём характер переработки материала при речевом запоминании претерпевает такие же изменения, как и мышление вообще при переходе от образа к понятию.
В связи с мощным развитием внутренней речи и окончательным уничтожением разрыва между внутренней и внешней речью сама вербальная память ребенка опирается преимущественно на внутреннюю речь, превращаясь в одну из интеллектуальных функций. Однако именно эти процессы мыслительные, познавательные, развитие речи (внутренней, связной, монологической и диалогической) - в своем развитии заторможены, что, в конечном счете, сказывается на развитии вербальной памяти. Таким образом, значение вербальной памяти для умственного развития данной категории учащихся переоценить невозможно, так как основным средством усвоения знаний в школе является именно слуховой способ восприятия и запоминания. Поэтому задача развития вербальной памяти является актуальнейшей задачей специалиста-дефектолога.
Особенности памяти умственно отсталых детей широко представлены в трудах отечественных дефектологов - И.В. Беляковой, В.Я. Василевской, А.В. Григониса, Г.М. Дульнева, X.С. Замского, Л.В. Занкова, М.С. Левитана, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сумароковой и др. Наиболее широко представлены исследования, касающиеся произвольной и непроизвольной памяти детей с интеллектуальной недостаточностью. Однако аспект развития вербальной памяти умственно отсталых детей исследован недостаточно, что и обусловило актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования является развитие вербальной памяти умственно отсталых учащихся на примере младших классов.
В дипломной работе нами были поставлены следующие задачи:
- Анализ теоретических источников по проблеме развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся.
- Выявление актуального состояния вербальной памяти учащихся младших классов.
- Разработка игровых приемов по развитию вербальной памяти учащихся с умственной отсталостью.
Гипотеза состоит в том, что уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся влияет на качество усвоения учебных знаний.
Чем более выраженной является недостаточность развития вербальной памяти, тем труднее учащийся осваивает учебный материал. ............