Дипломная работа
на тему:
«Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства»
Введение
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Большое внимание данной проблеме уделяет Институт коррекционной педагогики РАО, который является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с недостатками развития. Н.Н. Малофеев (2000, с. 9) отмечает в своей статье, что необходимо «начать теоретическую и экспериментальную разработку программ специального обучения аномальных детей разных категорий, в которых будет поставлена задача целенаправленного формирования психологических структур, ответственных за социальную организацию поведения ребёнка и его взаимоотношений с окружающим миром». В этом контексте предполагается проанализировать и обосновать необходимость разработки многоуровневого стандарта подготовки к жизни детей с разными отклонениями в развитии. «В настоящее время 1,6 мл. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании», – отмечает Д.С. Шилов (1999, с. 3). Он так же говорит о том, что работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, к общению и жизни в обществе занимает важное место в обучении и воспитании этих детей.
«В наш век грандиозных достижений науки и техники, когда перед человеком открываются широкие просторы вселенной, особенно остро встает вопрос о развитии у него творческого воображения, и в частности умения ориентироваться в пространстве», – отмечает Т.Ф. Беляев в книге «Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся» (1983, с. 3). Развитие у учащихся эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из актуальных вопросов современной школы. Большое значение в формировании этих качеств наряду с другими предметами имеют уроки изобразительного искусства. Одной из основных задач преподавания изобразительного искусства как в массовой, так и в специальной (коррекционной) школе является обучение детей элементарным основам реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, декоративного рисования и умения применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности. (Программы, 2001).Но для того, чтобы учащийся почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить его правильно видеть окружающий мир. ............