РЕФЕРАТ
по дисциплине: Реабилитационная педагогика
по теме:
Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики
Донецк 2009
План
1. Проблемы качества школьной среды
2. Образовательная среда
3. Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства
Литература
1. Проблемы качества школьной среды Современной школе нужна педагогика, побуждающая учителей и учеников к сотворчеству, сотрудничеству, благодаря которой удалось бы преодолеть отчуждение ученика от школы, учителя от ученика, школы от общества. Школе необходима атмосфера, в которой между учителем и учеником, его родителями устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание и взаимодействие, вызывающее у подростка положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся Непреодолимыми, не рождают чувство страха и отчужденности.
Такая потребность возникает от осознания, что до сих пор многие педагогические методы: воздействие, наказание, требование и т.п., даже в понятийном плане звучат как отголосок педагогического насилия. Атмосфера школы с ее непривычным для ребенка укладом в физическом и духовном отношений, по замечанию ВП. Кащенко, сделанному еще в начале прошлого века, производит неизбежный перелом всей жизни даже вполне здорового нормального ребенка.
К сожалению и в настоящее время большинство ученых и практиков сходятся на том, что образовательная среда школы является несбалансированной и в силу этого провоцирующей в ней нарастание дезадаптации школьников (Б.Т. Лихачев, И.А. Невский, А.Н. Тубельский и др.).
Нередко наблюдаемое отсутствие педагогически продуманного и целесообразного общения; неготовность к нему педагогов, незнание ими факторов "риска" и почвы, которая превращает их в факторы патогенные, дезадаптивные (А.Н. Винокуров); неспособность педагога ощущать взаимосвязь между низкой работоспособностью ребенка и состоянием его здоровья, чувствовать его болезненные проявления и оценивать их в качестве таковых - вот лишь некоторые негативные черты, пагубно сказывающиеся на само чувствии в такой образовательной среде особенного ребенка. К последствиям этого относятся:
страх школы, устного ответа, вызова к доске, контрольных и экзаменов, наказания дома за школьные неуспехи, а также
утрата "школьной мотивацию", недоверие к взрослым, реактивные состояния, депрессии, суицидные попытки школьников, психосоматические заболевания.
Провоцируемое психоэмоциональное напряжение детского организма ведет к резкому снижению его адаптивных возможностей по отношению к токсическим факторам внешней среды, вплоть до резкого усиления мутационного процесса, тем самым, оказываясь источником формирования различных патологических генотипов и, следовательно, заболеваний (ЕТ. Лильин, В.А. Доскин).
Недостаток смыслоподкрепляющих стимулов в образовательном процессе становится причиной депривации, одного из уродливых явлений современной педагогической действительности. Среда с низким уровнем стимулирования, не обеспечивая возможности самореализации учащегося, вызывает регресс раз вития детей. Хотя созревание ребенка идет нормаль но, однако его действительные, интеллектуальные и душевные проявления при данных обстоятельствах значительно ниже его настоящих возможностей, что практически лишает депривированного ребенка шансов на школьный успех.
Специфическое изменение личности такого ребенка побуждает его вырабатывать комплекс установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из переживания разобщенности значимых связей и отношений, ощущения незащищенности. На их фоне возникает естественное отчуждение от школы, проявляющееся в сопротивление насилию, негативном отношении к школе ученика или апатии, равнодушном отношении к школе. ............