Реализация экономической программы Партией справедливости и развития в Турецкой республике
В ноябре 2002 г. в Турции состоялись парламентские выборы, 34% голосов по итогам которых набрала происламская Партия справедливости и развития. Победа на выборах с большим отрывом от других партий, участвовавших в борьбе за право войти в парламент, позволила ей сформировать однопартийное правительство, что дает возможность беспрепятственного проведения в жизнь своей экономической программы.
Политические обозреватели практически единогласно признают, что успех Партии справедливости и развития обеспечило так называемое протестное голосование, явившееся результатом разочарования избирателей в экономическом курсе партий, находившихся у власти. В период их совместного правления, а именно в начале 2001 г., Турция пережила очередной валютно-финансовый кризис, принявший глубокий и затяжной характер и приведший к снижению уровня благосостояния многих избирателей. Сделанный в пользу новой политической силы выбор рождает ожидания, связанные с пересмотром экономического курса страны.
Тем не менее являются ли подобные ожидания всецело оправданными? Свобода смены экономического курса представляется в значительной степени ограниченной, если, отказавшись от понимания экономической политики как личного выбора, определяемого во многом моральными и ценностными критериями принимающего решения, взять за основу прогноза принципы Экономикс, главный из которых рассматривает экономику как систему, развивающуюся по своим жестким законам. Тогда лежащими в основе выбора окажутся не личностные склонности, а те следствия, которые неизбежно будут вытекать из состоявшихся решений. Их желательность с экономической и социальной точки зрения позволяет определять степень вероятности выбора того или иного шага в экономической политике при условии, что речь не идет о политическом авантюризме или экстремизме.
Поскольку Партия справедливости и развития возникла на политической сцене Турции относительно недавно, то, очевидно, ее экономическая платформа испытывала на себе влияние близких по духу школ, имеющих уже некоторые традиции экономической оппозиции. В частности, речь идет об альтернативных программах экономического развития, неоднократно предлагавшихся с конца 90-х годов Обществом независимых предпринимателей (МЮСИАД), которое было охарактеризовано Н.Г.Киреевым как общество, созданное окрепшим в стране исламским бизнесом1.
МЮСИАД предпринимает регулярные попытки популяризовать свое видение путей развития экономики страны. Общество независимых предпринимателей готовит и публикует ежегодные обзоры состояния экономики, которые выдержаны в духе корректной критики и непременно содержат предложения по изменению экономического курса. Характерно, что адресуются эти обзоры не столько правительству, сколько широкой оппозиционно настроенной общественности, недовольной политикой властей и готовой поддержать альтернативные модели экономического развития.
Подобный набор критических комментариев и предложений МЮСИАД содержит и подготовленный им экономический обзор «Турецкая экономика 2002: оценки 2001 г., ожидания на 2002 г.» (Tьrkiye ekonomisi 2002. 2001 yэlэ degerlendirmesi. 2002 yэlэ beklentileri.)2. Что касается ситуации, сложившейся в экономике Турции, в обзоре отмечалось следующее. ............