Часть полного текста документа: ВВЕДЕНИЕ Период детства человека более длителен, чем детство даже наиболее развитых животных. Что это - достоинство человека или его недостаток? Надо ли стремиться, подобно сторонникам теории искусственной акселерации развития ребенка, к тому, чтобы сокращать детство и путем интенсивной тренировки превращать дошкольника в школьника, школьника во взрослого человека? Или же следует признать, что долгое детство - это важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может достигнуть высоких ступеней развития? То, что природа не одарила ребенке от рождения всеми необходимыми ему формами поведения и что он принужден овладевать ими на протяжении детства, дает ему громадное преимущество по сравнению с детенышами животных. Долгое детство - важнейшее условие человеческого развития. Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тону, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Л. С. Выготский ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЁНКА И ВОСПИТАНИЕ В настоящее время особое значение приобретает задача воспитания нового человека - крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами. Решающая роль в решении этой первостепенной важности задачи принадлежит семье. Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях развития. Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного воспитания, каковы пределы разумного использования детских возможностей. Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей, приходят к выводу, что "революция" в педагогике якобы будет достигнута в результате сверхраннего, максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. ............ |