Оглавление Введение
Глава 1. Культура устной речи
1.1 Образно-эмоциональная выразительность устной речи
1.2 Языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фразеологизмы и афоризмы
Глава 2. Характеристика звучащей речи
2.1 Маркеры речевого поведения личности
2.2 Распознавание индивидуальных и групповых характеристик говорящего по звучащей речи
Заключение
Список использованной литературы
Введение Актуальность. Человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Непосредственное воздействие на его личность оказывают люди, с которыми он работает, отдыхает, играет, живёт. Все эти люди находятся в его психическом отражении, на каждого из них человек формирует определённый эмоциональный отклик и по отношению к каждому формирует уникальный тип поведения. Однако общение является не просто фактором формирования личности. Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.
В психологической литературе проблема общения является одной из наиболее разработанных областей. К ней обращались такие известные учёные, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. Эти и другие исследователи решали вопросы теории общения в психологии, вопросы психологии познания человека человеком в процессе общения, исследовали проблемы взаимосвязи общения и восприятия людьми друг друга, вели поиск качеств личности, необходимых для общения. Значительной разработке подверглись вопросы межличностного общения, вопросы его вербальных и невербальных средств, возрастные и индивидуальные вопросы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.
К общению тесно примыкают вопросы, связанные с языком и речью. Язык и речь выступают в качестве основных средств общения, и общение не может рассматриваться отдельно, не обращаясь к проблеме языка и речи, как вербальных компонентов общения.
Эта работа является попыткой рассмотреть проблему языка и речи в контексте развития современной психологической науки, показать важность и значимость этой тематики в психологии.
Основная цель работы – обратиться к проблеме языка и речи, как к коммуникативной части развития и формирования личности человека.
Цель исследования – провести анализ культуры устной речи особенностей речевых высказываний говорящего.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть образно-эмоциональную выразительность устной речи.
2. Обосновать языковые средства выразительности.
3. Изучить маркеры речевого поведения личности.
4. Проанализировать распознавание индивидуальных и групповых характеристик говорящего по звучащей речи.
Объект исследования – основополагающие характеристики речи и речевой коммуникации. Предмет исследования - определение особенностей устной речи и речевого поведения говорящего.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Солганик Г.Я., Розенталь Д.Э., Гвоздев А.Н., Гойхман О.Я., Надеина Т.М. ............