№ 1. Запишите небольшой монолог или отрывок из монолога (1/2 страницы формата А4). Проанализируйте его по плану
Уважаемые слушатели! Тема моего доклада совершенно не актуальна для вас молодых и красивых, ведь я буду говорить о стариках.
Каждый возраст живет своим временем суток. Молодость — утро, зрелость — день. Наши старики проживают самое страшное время — с 18 до 21 часа, когда одиночество достигает по ощущениям апогея. А дальше только ночь.
Мы не любим их, хотя и делаем хорошую мину при плохой игре. Мы не помним их, а только вспоминаем. Мы не желаем быть с ними на одной территории. Закатываем глаза, передергиваем плечами, обходим стороной (что хуже отдавленной ноги), театрально зажимаем уши (кто гламурно — тонким указательным пальчиком, а кто-то резко — всей ладонью). Придумываем тысячи отговорок в ответ на их просьбы, забывая об одном, — они безобидны и так нуждаются в нашей помощи. Я, как представитель благотворительной организации в поддержку пожилых людей «Протяни мне руку», прошу проявить чуткость и отзывчивость души и помочь сегодня своим вкладом тысячам одиноких и заброшенных сердец.
Да, среди них разные бывают, как и среди нас — поколения «экшн». Старушки с макияжем и без, старики в модных бейсболках и в кроличьих ушанках, бродящие по модным супермаркетам и между убогими уличными лотками, просиживающие жизнь в больничных коридорах и занимающиеся йогой… Но суть одна — живая душа под морщинами. Не забывайте об этом и будьте снисходительными! Ваши средства пойдут на организацию лечения и досуга пожилых людей, оставшихся без попечения близких.
1.Прямое общение, монолог с целью побуждения к действию, деловое общение. Тип дискурса – агитирующий.
2. В тексте можно выделить вступление, в котором впервые говорится о теме: Уважаемые слушатели! Тема моего доклада совершенно не актуальна для вас молодых и красивых, ведь я буду говорить о стариках.
Затем рассказывается, как для автор монолога видит жизнь пожилых людей. (Наши старики проживают самое страшное время — с 18 до 21 часа, когда одиночество достигает по ощущениям апогея.). Заключением выступает побуждение к действию – благотворительная помощь пожилым людям (Не забывайте об этом и будьте снисходительными! Ваши средства пойдут на организацию лечения и досуга пожилых людей, оставшихся без попечения близких).
3. Логика изложения связана с композицией. Тезис, выдвигаемый рассказчиком: Наши старики проживают самое страшное время — с 18 до 21 часа, когда одиночество достигает по ощущениям апогея. А дальше только ночь.
Аргументы, приводимые рассказчиком - конкретные примеры, показывающие, сложность жизни стариков: их одиночество, отсуствие светлых надежд на будущее. Связь между тезисом и аргументами - дедукция. Логических ошибок нет.
4. Говорящий соблюдает речевые нормы на всех уровнях языка. Принцип коммуникативной целесообразности соблюдается: речь соответствует деловому общению: употребляются разговорные формы: хорошую мину при плохой игре. Употребляются грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные книжной речи – синтаксический параллелизм (Мы не любим их, хотя и делаем хорошую мину при плохой игре. Мы не помним их, а только вспоминаем. Мы не желаем быть с ними на одной территории.) Преобладают короткие фразы, которые легко воспринимать. Соблюдаются правила речевого поведения: в речи нет сниженной лексики, ноток категоричности, чувствуется уважительное отношение к слушателям. ............