РЕФЕРАТ
для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки
(История методики преподавания иностранного языка)
Тема: «Рефлексия как механизм формирования критического
мышления: история становления и реализации в области методики
обучения иностранным языкам»
Выполнила: соискатель
кафедры английского языка СГУ
Носырева С.Г.
Проверила: доктор педагогических наук, профессор Ломтева Т.Н
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение____________________________________________3
II. Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности __________________________________ 4
III. Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности__________________________________________22
IV. Подходы к технологии формирования критического мышление в обучении иностранным языкам___________________________29
V. Заключение____________________________________________34
I. Введение
В течение многих десятилетий ученые – психологи, философы, педагоги исследуют проблему рефлексии и ее места в структуре творческого мышления, саморазвития и самопознания личности – изучение собственных психических, физических, нравственных и творческих особенностей. С одной стороны, понятие о рефлексии помогает определить сущность теоретического мышления, диагностику уровней его развития и формирования действий контроля и оценки. С другой стороны, изучение рефлексии как компонента творческого мышления позволяет выделить интеллектуальную и личностную рефлексию, взаимосвязь интеллектуального и личностного в психике человека.
Наряду с рассмотрением рефлексии как принципа психического развития, она используется как механизм сознания и компонент мышления – высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Мышление возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем. (Новая философская энциклопедия, 2001: 626)
Современному обществу, а значит, и современному образованию, необходима свободная, творческая личность, обладающая определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность, поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.
Технология формирования критического мышления, включающая в себя и стадию рефлексии, получает все большее распространение в обучающей деятельности и нацелено на развитие аналитического подхода к любому предмету, любому материалу, на постановку проблемы и творческий поиск ее решения.
II. Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности
Проблема психологических механизмов рефлексии в функционировании творческой личности изучается в контексте исследования продуктивности мышления, служащего необходимым условием для творческого процесса.
Результатом творчества как мыслительного процесса являются новые способы решения проблемной ситуации. ............