Часть полного текста документа: Реформы в Казахстане во второй половине XIX века Введение С обретением государственной независимости перед Казахстаномвстают сложные, необычные вопросы. Ответы на них могут быть получены,если прежде всего обратиться к историческому опыту, отражающемуобщечеловеческие и национальные начала. В конце XIX века, когдастановится все более очевидным приоритет общечеловеческих ценностей,особое значение приобретает выявление накопленного народами Казахстанагуманистического, демократического и политического потенциала. Большой научный интерес представляет исследованиеполитико-администартивной реформы, проводившийся в Казахстане в1867-1868 гг., вызвавшей, как известно, значительные изменеия всоциальной, политической и правовой жизни казахского обществаэтих лет. Рассмотрение подлинных мотивов и устремлений господствующихсоциальных групп и правительственных кругов, заложенных в этойреформе, воссоздание целостной политико-административной конструкциипреобразований в управлении краем и его регионами, а такжеисторико-сравнительный и социологический анализ содержания реформыпредставляют актуальную проблему исторической науки. Реальныепоследствия реформы управления 1867/68 гг. нуждаются в дальнейшемизучении, в частности их политические последствия. Именно в этом планеизучение указанной реформы способно дать глубокое знание исследуемогопредмета. Политическое развитие, функционирование и практическаядеятельность административно-политической системы управленияКазахстаном в XIX веке с их негативным и и позитивным опытом,несомненно, имеют значение и в наши дни и в известной мере могут датьответы на проблемы сегодняшнего дня. Из истории создания и принятия реформы 1867/68 гг. После завоевания юго-восточного Казахстана и прилегающих облатейСредней Азии в правительственных кругах Российской империи остро всталвопрос о системе управления национальными окраинами. Особеннос ложнойэта проблема была в отношении Средней Азии и Казахстана с их этническипестрым составом населения, различным уровнем социального иэкономического развития. Опыт прежнего административного управления в Казахстане ирезультаты управленческих экспериментов на Кавказе были использованыцарским законодателем в подготовленных реформах. 5 июня 1965 года Александр II утвердил проект министерств,который предусматривал: "...для изучения начал и составления проектабудущего устройства киргизского управления, командировать в степьособую Комиссию в составе двух чинов, по одному от каждогоминистерства, делопроизводителя и двух депутатов от Западной Сибири иОренбургского края..."3. В состав комиссии были включены следующие лица: со стороны МВД -действительный статский советник Гирс - председатель комиссии; состороны военного министерства - полковник Гейнс, со стороныОренбургского края - полковник Гутковский, от Западной Сибири -капитан Проценко. 4 июля 1967 года состоялось заседание Комитета министров, котороерассмотрело все представленные проекты и предпочтение было отданопроекту комиссии Гирса. Последний вариант проекта комиссии Гирса был передан нарассмотрение Государственного Совета, где он обсуждался с 3 мая по 30сентября 1868 года.* ("О пребразовании управления степных областейОренбургсокого и Западно-Сибирского генерал-губернаторства"Департамент законов. ............ |