Содержание
Введение
1. Институт прописки (регистрации по месту жительства) и его эволюция
1.1 История прописки в России
1.2 Нормативно-правовое регулирование регистрации граждан в современной России
2. Установленный порядок регистрации граждан
2.1 Регистрация по месту пребывания и по месту жительства
2.2 Органы регистрационного учёта. Ответственность за нарушение правил регистрации
3. Проблематика, судебная практика по вопросам регистрации граждан
Заключение
Библиографический список литературы
Приложения
Введение В последние годы особую важность приобрели вопросы реализации правил паспортно-регистрационной системы. Причиной этого послужило значительное увеличение количества правонарушений, совершаемых лицами, проживающими без документов или регистрации.
В соответствии с Конституцией и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном законодательстве (за некоторыми оговорками), однозначен в этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений.
В соответствии с законодательством ограничение данных прав допускается только в пограничной полосе, в закрытых военных городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где действует чрезвычайное или военное положение, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где вследствие опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
С целью обеспечения такого права был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфере общественных отношений. В частности, существенным образом изменен порядок учета и регулирования миграции граждан, имевший разрешительный характер, под которым ранее понималась прописка. Институт регистрационного учета, введенный новым законодательством, решая практически те же задачи, что и прописка, отличается от нее, поскольку в соответствии с законом должен иметь только уведомительный характер.
Данным вопросам в научной литературе уделено недостаточно внимания, хотя различные аспекты реализации правил паспортно-регистрационной системы нашли свое отражение в работах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.И. Буденко, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Л.Л. Попова и др., большинство же работ, посвященных регулированию отношений по поводу документирования и учета граждан, написаны в 60-80-х годах и в определенной степени утратили актуальность.
Вместе с тем, вопросы реализации законодательства о регистрационном учете в деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел рассматривались И.Б. Кардашевой в диссертационном исследовании "Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации" (1996 год). ............