Часть полного текста документа:Реклама: чего мы о ней не знаем? Олег Бондаренко Основной целью любой рекламы является воздействие на психику потребителя и программирование его на совершение тех или иных действий (покупок, оплаты услуг). Автор является сторонником нового поколения психологических дисциплин, согласно которым любое целенаправленное воздействие на психику приводит к ущемлению селф-детерминизма (self-determinism: самостоятельное принятие решений), ограничению мыслительных способностей человека и даже блокировке тех или иных участков мозга вследствие сделанных внушений. Человек изначально имеет большой потенциал (дураками не рождаются), и лишь впоследствии из-за непрекращающихся атак на психику со стороны общества этот потенциал стремится к понижению (дураками становятся). Т.о., реклама как таковая объективно приносит социальный вред, и сотрудникам рекламных агентств и компаний не следует заниматься самообманом. Тем не менее, сегодняшнее общество не может без рекламы, она стала частью его жизни - так же, как оно не может обходиться без алкогольных напитков, табачных изделий и т.п. Поэтому отказываться от производства рекламы, исходя из этических соображений, не имеет смысла. Так же, как есть хорошее вино и плохое вино, хорошие сигареты и плохие сигареты, может существовать хорошая реклама и плохая реклама, и об этом следует помнить. Для понимания принципов действия рекламы нужно познакомиться со шкалой тонов (эмоционально-психических тонусов человека). Ее автором является американский исследователь Рон Хаббард. Каждый тон соответствует определенному состоянию человека. Тон - синтетический показатель, он определяется как среднее значение целого ряда частных показателей, дающих представление о внутреннем мире и образе жизни человека: поведение и физиология, медицинские показатели, уровень эмоций, сексуальное поведение, манера говорить и слушать, передавать информацию, этический уровень, уровень смелости, способность принимать ответственность, буквальность в понимании высказываний, метод обращения с людьми, уровни гипнабельности и т.д. По каждому из частных показателей рассчитывается свой индекс. Тон является совокупным индексом, так сказать, индексом индексов. (Тест для определения тона можно найти в работах Р.Хаббарда "Наука выживания", "Самоанализ", а также в книге О.Бондаренко "Философия выживания этноса", первый том). Естественно, что набор частных показателей будет у каждого человека неповторим, как отпечаток пальцев. Но совокупный тон - среднее арифметическое - может быть общим для многих и, таким образом, объединять людей и даже группы людей. Тон говорит нам об определенном наборе поведенческих реакций. В табл.1 приведена шкала основных тонов. Таблица 1 Тон Поведенческая реакция 4,0 Энтузиазм 3,5 Веселье 3,3 Сильный интерес 3,0 Консерватизм (в значении: согласие на малые перемены при недопустимости больших) 2,9 Средний интерес 2,8 Удовлетворенность 2,6 Отсутствие интереса 2,5 Скука 2,4 Монотонность 2,0 Антагонизм 1,9 Враждебность 1,8 Боль (например, душевная) 1,5 Гнев 1,4 Ненависть 1,3 Негодование 1,2 Антипатия 1,15 Затаенная обида 1,1 Скрытая враждебность (наиболее разрушительный тон) 1,02 Тревога 1,0 Страх 0,98...0,94 Отчаяние, ужас, оцепенение 0,8 Заискивание (потребность умилостивить) 0,5 Горе 0,3...0,2 Самоуничижение, ощущение не заслуживающего 0,1 и ниже Чувство жертвы, безнадежности, бесполезности, апатия 0 Смерть (как личности) Существуют тона высшие, чем 4,0 (ощущение эйфории, восторг, экстаз, состояние игры и т.д.), и низшие, чем 0 (люди-зомби, люди-тени, лишенные эмоций, а также люди с психическими заболеваниями). Очень важное замечание: чем выше тон, тем полнее задействован умственный потенциал человека. ............ |