Реферат
«Религии Китая»
1. Памятники религии Шанской эпохи
Памятники Древнейшие археологические и письменные источники, касающиеся религии Китая, относятся ко второму тысячелетию до н. э., к периоду Шанской (Иньской) династии, то есть ко времени господства племени шан (инь). То была пора зарождения примитивного патриархально-рабовладельческого государства, где еще крепко держались родовые отношения. От той поры сохранились многочисленные гадальные кости: лопатки животных и черепашьи щитки, найденные (начиная с 1899 г.) близ деревни Сяотунь, уезда Аньян, Хэнаньской провинции, где когда-то был центр шанского государства. Костей найдено свыше 100 тысяч. Около 30 процентов из них покрыты древнейшими китайскими иероглифами, с трудом поддающимися чтению. Надписи кратки и большей частью содержат в себе вопрос, на который гадающий хотел получить ответ. Вопросы касаются земледелия, погоды, войны, охоты, жертвоприношений и пр. Видимо, лопатку или щит черепахи, с надписью или без нее, бросали в огонь, и затем жрец-гадатель по форме образующихся трещин давал ответ; этот способ и теперь известен многим народам Азии. В надписях часто упоминается «бог» (ди или шанди), к которому и были обращены вопросы. Например: «В этом году достаточно ли дождя пошлет бог?», «Ван (князь) хочет заложить город, согласится ли с этим бог?» и т. п. Вероятно, это был племенной бог шанов.
Наряду с этим, уже сложившимся представлением о божестве сохранялись, видимо, и более архаические, тотемиче-ские верования. Из текстов позднейшего времени можно сделать предположение, что шаны считали своим тотемом птицу сюаньняо (ласточку?). Советский китаевед Г. Г. Стратанович обнаружил в источниках и еще целый ряд указаний на тотемические верования древних китайцев. На тех же гадальных костях, например, встречаются надписи с тотемическими названиями племен: племя лошади, племя собаки, племя овцы. Тотемами были, видимо, и животные и растения — позже они фигурировали в фольклоре, в религиозной символике.
Есть сведения о существовании жрецов-профессионалов, притом разных специальностей: бу — гадатели, ши — ведшие погодные записи, у — кудесники, чжу — богомольцы, то есть, вероятно, жертвоприносители.
В религиозных верованиях и обрядах иньцев резко отразилось классовое расслоение. Умершие цари и князья хоронились с большой пышностью, вместе с ними клали в гробницу тела их убитых (принесенных в жертву) рабов. Все же о религии шань-инь наши сведения очень скудны.
2. Религия Чжоуской эпохи
Гораздо больше известно о религии следующего периода — Чжоуского (1122 - 100 гг. до н. э.). Племя чжоу, свергнув господство племени инь, создало более обширное и мощное государство на основе более развитых общественных отношений. К этому времени уже выделилась крупная рабовладельческая знать отдельных княжеств, которая притесняла народ. Знатные роды боролись между собой и не всегда признавали власть чжоуского царя. В княжествах — уделах (Ци, Лу, Сун, Цао и др.) — вводилась бюрократическая система управления. Постепенно развивалась письменность. Выделился слой образованного служилого чиновничества. Среди этого-то слоя, монополизировавшего в своих руках не только управление княжествами, но и письменность и всю культуру, и начали около середины первого тысячелетия до н. ............