Содержание
Введение
1. Основные этапы развития язычества
1.1 Первый этап (раннее язычество) – почитание духов
1.2 Второй этап – поклонение первобогам (духам - богам)
1.3 Третий этап – поклонение многим богам (политеизм)
2. Божества, покровительствующие земным общечеловеческим основам жизни
3. Божества, покровительствующие всеобщей форме жизни
3.1 Перун
3.2 Стрибог
3.3 Ярило
3.4 Хорс
3.5 Симаргл
3.6 Макошь
4. Божества, раскрывающие образ жизни людей
4.1 Берегиня
4.2 Баба
4.3 Жива
4.4 Купало
4.5 Лада
4.6 Лель
4.7 Троян
4.8 Тур
4.9 Чур
4.10 Волос (Велес)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Религиозная дохристианская культура Древней Руси – интересный, но мало изученный массив многовековой истории нашего народа. Сейчас дохристианские верования принято называть язычеством. Этот термин охватывает широкий спектр верований народа с древнейших времен: олицетворение природы, веру в духов, культы предков, тотемизм, магию, колдовство, знахарство и т.п. Язычество считается религией политеистической (многобожием), хотя у славян существовало и понятие единого Бога – главного отца всех богов.
Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его деятельности – государственная, хозяйственная, военная, семейная – находилась под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры, когда появились первые письменные сведения о славянах, у них начала складываться более или менее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Система эта была многоступенчатой, и боги занимали в ней высшую ступеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью, наиболее общими и важными функциями – одни повелевали природными явлениями, другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи помогали в войнах, под властью четвертых были общественные отношения. От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. Поэтому богам ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), им поклонялись и приносили жертвы.
В древнерусских книгах, обличающих языческие верования, перечисляются боги и низшие мифологические существа, которым поклонялись восточные славяне. Набор этих имен почти полностью повторяется в разных источниках: Перун, Хорс, Симаргл, огонь – Сварожич, Волос, Мокошь, а также вилы (тридесят сестрениц), Род и Рожаницы…
Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных-пращуров и т.д.
В Киевской Руси первая известная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. – всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их богами… и приносил жертвы бесам».
Функции богов нередко смешивались, одна и та же могла приписываться нескольким божествам. Помимо того, нам известны два центра восточной Славии, где складывались свои пантеоны – южные земли во главе с Киевом и север земли во главе с Новгородом. ............