Часть полного текста документа:Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания С.Д. Лебедев Белгород 2003 Предпринимаемая в данной работе попытка сравнительного анализа светской и религиозной культурных систем требует достаточно серьезной предварительной проработки концептуального аппарата, которая была проведена нами в предшествующей работе . Ниже мы приводим ее важнейшие методологические положения. 1. С точки зрения системно-социологического взгляда на культуру, наиболее адекватной представляется ее интерпретация как социального знания, поскольку именно социальное знание представляется системообразующим аспектом культуры, рассматриваемой в режиме ее реального социального функционирования. 2. Культура характеризуется системными свойствами. В качестве основных системных свойств культуры следует отметить свойства "большой системы", открытой и диссипативной системы и самоорганизующейся системы. Системные свойства культуры (социального знания) находят объяснение с позиций ядерно-сферического подхода, рассматривающего систему как диалектическое единство составляющих ее ядерной и периферийной сфер. 3. Характер явления как "большой системы" предполагает неравномерность распределения в нем структурных связей. С позиций ядерно-сферического подхода, структурные связи концентрируются, главным образом, в ядре системы, откуда они в большей или меньшей степени распространяются на периферию системы. В качестве ядра социального знания выступает некоторая общепризнанная универсальная концепция, тогда как его периферию представляют структуры повседневных и производных от них специальных значений. Это ядро отображает некоторую приоритетную для субъекта сферу объективной реальности ("реальность-ценность") и, т.о., формирует структуру релевантности его "жизненного мира". Универсальная концепция, составляющая потенциальное ядро социального знания, выполняет в социуме идеологические функции. 4. Ядро системы предполагает наличие в нем конституционной и динамической подструктур. Устойчивая конституционная часть социально-когнитивного ядра образуется концептуализациями аксиологического характера (ценностями), тогда как его изменчивая динамическая часть - значениями гносеологического характера (представлениями). 5. Открытость системы социального знания проявляется в способности его концептуального ядра к "обмену значениями" с внешней средой. Диссипация социального знания заключается в концептуальном усвоении, легитимизации его ядерной структурой "дополнительных" смысловых аспектов, свойственных периферийным структурам, и рассеивание (энтропию) тех смысловых аспектов, которые не согласуются с его "ядерной концепцией". Самоорганизация социального знания предполагает формирование периферической подструктуры его системного концептуального ядра, объединяющей вокруг него периферию "частных" значений через их социально-культурное санкционирование - легитимизацию. 6. В качестве аттрактора социального знания мы склонны усматривать воздействие организующих и направляющих его идеалов. Идеал понимается как интегральная социально-когнитивная структура, являющаяся смысловой квинтэссенцией системы социального знания. ............ |