Часть полного текста документа:Религиозное сектанство на Верхней Волге во второй половине XVIII века А.В.Бородкин "Капитоновщина" - самое раннее и самое загадочное явление русского раскола. Возникнув в 30-х гг. XVIII века, оно быстро распространилось по территории Вологодского, Костромского, Ярославского и Владимирского уездов, а к 70-м гг. XVIII века практически все уезды Центральной России, Сибирь и Поморье были в той или иной мере охвачены проповедью "капитонов". Во главе общины сектантов стоял "мятежный старец", строитель монастыря Капитон. Еще в 30-е гг. XVIII в. по природным приметам он предсказал скорый приход Антихриста. Чтобы спастись от грядущей напасти, Капитон предложил отказаться от Святых Таинств и Церкви. Строгостью монашеской жизни Троицкий строитель привлекает на свою сторону множество единомышленников. В 1639 г. Капитон был арестован и сослан в Тобольск, откуда бежал в начале 40-х гг. XVIII в. на родину. Власти вели жестокое преследование учения "капитонов". В результате сысков 1661-1666 гг. основные вожди еретиков были схвачены и казнены. По смерти "духовного основателя" учение старца Капитона Даниловского, ранее сильное и многочисленное течение русского раскола, навсегда исчезает из поля зрения исследователей. В чем причина столь скорой и неожиданной катастрофы? Невозможно объяснить гибель авторитетного течения раскола только правительственными сысками [1]. Точка зрения В.С.Шульгина кажется нам более вероятной, но и она не дает разъяснений на этот счет [2]. Наиболее авторитетной до последнего времени считалась точка зрения А.И.Клибанова, утверждавшего, что "капитоновщина" растворилась в огромном количестве "поздних" сект и перестала существовать сразу же после смерти своего основателя [3]. Несколько отличается позиция С.Зеньковского, который видит в "капитоновщине" базу для так называемого "народного раскола" [4], продолжая тем самым линию на социализацию [5] раскола. Приходится констатировать, что крупных трудов по исследованию "капитоновщины" периода духовного распада не существует. Одной из главных причин, затрудняющих исследование, является скудность источников. Эту проблему частично удалось преодолеть с помощью рукописных дел, найденных нами в архивохранилищах и библиотеках рукописных собраний. Все источники по данному периоду мы можем разделить на две группы: 1. Царские и Патриаршие грамоты, доносы местных воевод, опросные листы, иначе "комплекс сыскных дел и сопутствующих им документов". 2. "Комплекс полемических сочинений", принадлежащих авторам разных лагерей русского раскола. Если 1-я группа источников достаточно известна исследователям, то "комплекс полемических сочинений" включает в себя ряд памятников, впервые вводимых нами в исторический оборот [6]. Итак, временем нашего исследования является хронологический промежуток после смерти Капитона Даниловского и до окончательного распада и исчезновения "капитоновщины" как оригинального учения. Специфичность нашего исследования - в отсутствии четких хронологических границ. Связано это со следующими моментами: исходя их того, что известно, а именно: 1. Смерть Капитона большинством исследователей датируется 2-й половиной 60-х гг. 2. Исчезновение "капитоновщины" происходит в конце XVIII века (по спискам сект Св. ............ |