Министерство культуры Российской Федерации
Северо-Кавказский Государственный Институт Искусств
Кафедра культурологии
Особенности религиозного сознания кабардинцев на современном этапе: культурологический дискурc
Дипломная работа студента 5 курса Ахмедова А.А.
Научный руководитель: Ашхотов Б.Г., доктор искусствоведения,
профессор
г.Нальчик 2009 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Культурологические особенности религиозного сознания
кабардинцев в исторической перспективе
1.1. Характеристика религиозного сознания кабардинцев в
предшествующую современному этапу эпоху
1.2. Глобализация как исторический фактор изменения религиозного сознания кабардинцев.
Глава 2. Современное религиозное сознание кабардинцев
2.1. Характеристика влияния глобализации на религиозно-
культурную сферу
2.2. Современные тенденции в религиозном сознании
Кабардинцев
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
В данной дипломной работе автор ставит перед собой цель исследовать современное состояние религиозного сознания кабардинского субэтноса, его исторические предпосылки и тенденции.
Под «религиозным сознанием» в данной работе понимается, условно говоря, сектор сознания, общественного и индивидуального, определяемого религиозностью мировоззрения. Под «религиозностью» в свою очередь подразумевается воздействие фактора вероубеждения. При этом вероубеждение в данном контексте мы рассматриваем как мировоззрение, в той или иной мере осознанное, полагающее примат идеала над бытием, обуславливающее жизнь некой истиной.
Актуальность подобных научных дискурсов обусловлена современным состоянием культурной среды в мире, в России, в адыгском этническом поле. В настоящее время можно говорить о бифуркационном состоянии глобальной культурной среды вообще и адыгской культуры в частности, о «моменте истины». В этой связи среди морально-этических проблем общественного сознания современности особо выделяется вопрос о месте религии и религиозности, о месте и роли вероубеждения.
О специфичности религиозного сознании кабардинского субэтноса, являющегося объектом внимания настоящей работы, можно говорить как о специфическом явлении в силу ряда характерных особенностей – общих признаков, причин и следствий.
Исторически адыги относятся к народам, воспринимающими свою этничность как культурное явление. Понимание этничности совпадает с пониманием культурности. Сегодня данный феномен в какой-то мере утратил своё значение, но, тем не менее, он важен для исследования религиозного сознания кабардинцев в культурологическом ракурсе.
Из существующих исследований по теме данной работы можно отметить: диссертацию Е.А.Ахоховой на тему «Адыгский религиозный синкретизм», материалы полевых исследований экспедиции Института этнологии и антропологии РАН 2002 года под руководством И.Бабич (опубликованы в сборнике «Ислам и право в России» в 2004 году), монографию Н.В.Емельяновой «Мусульмане Кабарды» (издана в Москве в 1999 году под редакцией А.Малашенко). Кроме того, в сжатом виде религиозные история и современность адыгов вообще, кабардинцев в частности, освещаются в изданной в 2006 году «Адыгской (черкесской) энциклопедии».
В работе также используется публицистический материал, в котором данная проблематика освещается многообразно и с принципиально различных точек зрения. ............