Часть полного текста документа:Религиозно-экзистенциалистская философия свободы, творчества и бытия человека Н.А. Бердяева (1874-1948) Николай Александрович Бердяев сыграл выдающуюся роль в развитии русской и европейской философии ХХ века1. По своей сути философия Н.А. Бердяева носит религиозно-экзистенциалистский характер, с явными признаками антропологизма. В своей работе "Мое философское миросозерцание" (1937 г.) он так характеризует предмет своей философии: "В центре моего философского творчества находится проблема человека. Поэтому вся моя философия в высшей степени антропологична. Поставить проблему человека - это значит в тоже время поставить проблему свободы, творчества, личности, духа и истории. Философия моя экзистенциального типа" [1, c. 19]. Можно сказать, что предметом философии Бердяева являются свобода, творчество как условие и способы жизнепроявления человека как личности, ядром которой является духовно-религиозная жизнь в ее становлении и проявлении. "Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании" [1, c. 19]. А раз так, то философия имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Именно в практическом приложении философии видит Н.А. Бердяев ее призвание: "Настоящий, призванный философ хочет не только познания мира, но и изменения, улучшения мира. Иначе и быть не может, если философия есть прежде всего учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе" [2, c. 232]. Поэтому философия является не только любовью к мудрости, но самой мудростью. Философия сопричастна тайне бытия и бытия человека. В отличие от науки она не может носить чисто рациональный характер, а в отличие от теологии она (философия) является чуждой догматизму. По мнению Н.А. Бердяева, она имеет очищающее значение как для науки, так и для религии. В силу такого призвания и предназначения философ по природе своей часто оказывается одиноким и непризнанным, и лишь позднее он получает общественное признание. Исходя из такого определения предмета и задачи философии, он ставит извечно фундаментальный для философии вопрос: что чему предшествует - бытие свободе или свобода бытию? Исходный постулат всей философии Н.А. Бердяева состоит в первичности свободы по отношению к бытию, к всему существующему: "Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу". "Бог захочет свободы, и отсюда произошла трагедия мира, свобода в начале и свобода в конце" [3, c. 432]. Причем, эта свобода "несотворенная", "примоординальная". Более того, "свобода не создана Богом, но он сам рождается из свободы". Поэтому "Бог присутствует лишь в свободе и через свободу". Свобода по своему характеру есть положительная творческая мощь". Свобода предшествует и природному бытию, в котором торжествует только необходимость. "Свобода, по убеждению Н.А. Бердяева, не есть особенное наряду с божественным бытием, свобода есть то, без чего бытие мира не имеет смысла для Бога, через что только и оправдывается Божий замысел о мире. Бог сотворил мир из ничего, а значит и из свободы" [4, c. 115]. Свобода есть не только первооснова бытия, но первооснова жизни, а жизнь есть не что иное как проявление Духа. "Духовная жизнь есть наиреальнейшая жизнь", - замечает Бердяев [4, c. 27]. Что же он понимает под свободой и откуда она проистекает, где ее корни? Пожалуй, это один из сложнейших вопросов философии. ............ |