Часть полного текста документа:Религиозно-мистическая философия "Всеединства" и "Богочеловечества" ("Богочеловека") В.С. Соловьева (1853-1900) Выдающуюся роль в развитии русской философской мысли XIX века сыграл Владимир Сергеевич Соловьев, религиозный философ-мистик и поэт. Он создал свою оригинальную философскую систему, получившая название "Философия Всеединства" и "Учение о Богочеловечестве". Она носила ярко выраженный религиозный, мистический характер. В его поэзии также преобладали религиозно-мистические, философские мотивы. Исходной идеей учения о Всеединстве является положение о том, что "Бог есть все, то есть, что все в положительном смысле или единство всех составляет предмет собственное содержание, предмет или объективную сущность" [2, c. 109]. Другими словами, Бог есть Универсум. Кроме того, Бог есть Абсолютный субъект, все творящий из себя и дающий содержание всему существующему, в том числе и природному миру. Субстанция Бога заключается в том, чтобы быть всем или единством всего в вечном внутреннем акте" (Бога-субъекта). Сущность Бога по своему содержанию носит идеальный характер, который действенен. Его действенность заключается в том, что он везде утверждает себя, устраняя дуализм идеально-духовной и природной реальности. Поэтому он един не только в себе, но и во всем другом, что им порождается как Универсальным субъектом. В этом и состоит Всеединство Бога [2, c. 114]. "Всеединство" нигде и ни в чем не расщепляется, а присутствует всегда. Второй постулат его философии "Всеединства" состоит в том, что Бог есть первоначало, Первый образ всего существующего, его одного. В качестве первосущности Бог выступает как Отец, что и подчеркивает его абсолютное выражение как субъекта. Абсолют Бога как субъекта (Отца) выражается трояко: 1) он полагает все (творит), поскольку он уже обладает содержанием этого акта творения; 2) само полагание есть осуществление абсолютного содержания Бога как субъекта; 3) Бог как Абсолют сохраняет и утверждает себя в этом содержании, которое есть результат деятельности Бога как субъекта [2, c. 117]. Всеединство Бога в реальности проявляется в форме триединства: 1) как первоначало всего он есть Бог - отец; 2) Бог - слово, которым изрекается Божественная Мудрость, София; 3) святой дух (нематериальная сущность Бога. Все эти три ипостаси Бога Абсолюта (Всеединство Бога в себе), и как своего другого, проявляется через волю как движущую силу Бога. Закономерно возникает в философии В.С. Соловьева и такой фундаментально значимый вопрос - что же является телом Бога как Абсолюта? Он приходит к выводу, что таким телом является София. Он замечает: "София есть тело Божия, материя Божества", его идеальной сущности [2, c. 139]. Бог как Абсолютное Всеединство приобретает особую форму бытия в виде мировой души, которая и активна, и самостоятельна, "можем сама избирать предмет своего жизненного устремления. Она всем обладает, беспредельная потенция бытия в ней удовлетворена, но не безусловно и потому не окончательно". Почему же? Потому, что Мировая Душа не имеет в себе собственного начала. Чтобы стать реальностью, она должна воспринять божественное начало, которое и становится ее содержанием, хотя и творчески усвоенным. ............ |