Часть полного текста документа:Религия и атеизм: эволюционный взгляд ... понимание религии может быть ключом к пониманию природы и функции культуры в общем и, следовательно,к выживанию нашего вида. Уэстон ЛаБарр. "Танец призраков" Можно ругать религию. Можно ее защищать. Но факт остается фактом - подавляющее большинство людей в истории человечества придерживалось или придерживается какой-нибудь религии или веры в сверхъестественное. Современный мир - не исключение. Воспользуемся данными американских социологических опросов последних лет (в силу их доступности в сети Интернет). Среди отвечавших безусловно верят в Бога около 64%, а совершенно не верящих или не имеющих достаточно информации для решения - всего 6%. В жизнь после смерти верят 71% опрошенных, а вовсе не верят - 19%. И так далее. Причем, это не такая уж особенность американского мышления, соответствующая картина достаточно характерна для всех развитых стран (не говоря уже об остальных). (Справедливости ради нужно все же отметить, что американцы лидируют по степени распространенности религиозных взглядов в современных условиях). И, естественно, возникают вопросы - что же такое религия, каковы причины ее выдающегося положения в общественной жизни? При этом, несмотря на доминирование религиозных взглядов в обществе, всегда находились люди, отвергавшие их и отдававшие предпочтение рациональному, научному мировоззрению. Если религия - норма, то что такое атеизм? Отклонение от нормы? Окончательных ответов на эти вопросы найти не удалось, несмотря на твердые надежды конца прошлого века (помните - "Бог умер"?). Однако поиск ответов продолжается, появилась даже отдельная дисциплина - психология религии - и новые исследования. Религия в человеческом обществе - универсальный феномен, такой же как институт семейных отношений (в какой-либо форме) или развитый, грамматически сложный язык. Этнографам неизвестны безрелигиозные культуры. Разумно предположить, что истоки всех универсалий, коль скоро они присущи человечеству в целом, можно обнаружить в самой человеческой природе. Так современная психолингвистика пришла к выводу, что любой нормальный ребенок имеет генетически обусловленную способность выучить и использовать какой-либо язык (или несколько), и это не требует от него специального обучения - достаточно просто находиться среди общающихся людей. Это не значит, что язык "запрограммирован" в генах, просто физиологически мозг человека устроен так, что он "нацелен" на обретение языковых навыков, и такая способность появилась в результате эволюционного развития человеческого вида. Социобиологи - специалисты, изучающие эволюционные основы культуры, считают, что способность исповедовать те или иные религиозные взгляды также является врожденной. Но если нетрудно предположить, каким образом развитие речи может способствовать выживанию и лучшей адаптации в процессе эволюции, то адаптационная ценность взглядов, никак не подтверждаемых реальностью, кажется сомнительной. Тем не менее, рассмотрим такую возможность. В первую очередь, прогресс человека как биологического вида связан с развитием когнитивных способностей - особых способностей к познанию, к установлению причинных связей между явлениями повседневной жизни, к прогнозированию последствий тех или иных действий. ............ |