Часть полного текста документа:Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов. Бойко О.В. Бойко Ольга Викторовна - кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета. Предпосылками данного исследования явились кардинальные изменения российской жизни 1990-х годов. Проблемы, волнующие российское общество, существенно трансформировались в постсоветский период. Из агента тоталитарного режима СМИ превратились в медиатор широкого спектра мнений. Исследование посвящено рассмотрению вопроса о том, как отражаются в СМИ новые принципы социальной политики и эволюция системы социальной защиты граждан в новых условиях. Материалом для анализа стали статьи в четырех периодических изданиях: двух центральных и двух местных[1]. Такой выбор объясняется их доступностью и ориентированностью на социальную тематику. Все газеты, за исключением "АиФ" - ежедневные с одним-двумя выходными. В рассматриваемом десятилетии (1990-1999 гг.) взяты четыре года - 1990, 1993, 1996, 1999. В каждом из них выбиралась серединная неделя каждого сезона, т.е. в январе с 10 по 17 число; аналогично в апреле, июле и октябре. Согласно К. Криппендорфу [1] такая выборка является систематической - изучаются выпуски каждого серединного месяца сезона каждого третьего года с равным кластером величиной в неделю. Анализ фокусируется на статьях, в которых отражены социальные проблемы трех уровней: индивидуального, организационного и политического. Внимание было обращено, прежде всего, на те проблемы, которые являются объектами деятельности органов социальной защиты и профессиональной социальной работы. Такие темы, как загрязнение окружающей среды, кризис экономической и политической систем, качество медицинского обслуживания остались за пределами исследования. Метод и исследовательская стратегия В исследовании применяется метод контент-анализа, совмещающий использование количественной и качественной техники. При проведении количественного анализа в качестве модели была взята исследовательская схема, содержащаяся в сборнике "Социальные проблемы в газетах. Исследования в регионе Балтийского моря" [2]. Дополнительно использовались категории и коды, заданные автором. Количественный анализ (87 статей) проведен "вручную": подсчитывались частота встречаемости кодов и иногда наличие (отсутствие) связи между ними. Понятно, что частота встречаемости статей по социальной проблеме может свидетельствовать только о степени интереса, но не о том, как осуществляется газетная презентация. Качественный анализ проведен в отношении 32 статей, демонстрирующих изменения в репрезентациях трех наиболее часто встреченных в выборке социальных проблем: это бедность, охрана детства и наркомания. Выбор статей определялся стремлением выявить темы, наиболее типичные для каждого из анализируемых периодов года. Повышенное внимание уделялось тем статьям, в которых упомянута социальная работа. Количественный анализ Выборка, охватившая 87 публикаций, распределилась по газетам следующим образом: "СВ" - 48 %, "Саратов" - 9 %, "КП" - 20 %, "АиФ" - 23 % от объема генеральной совокупности. За 1990 г. выявлено 17 % репрезентативных публикаций (зафиксированы только в "СВ" и "КП"), за 1993 г. ............ |