Часть полного текста документа: Николай Константинович Рерих (1874-1947) Р А Н Н И Е Г О Д Ы Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г., и был старшим ребенком в семье юриста-нотариуса Константина Рериха и его жены Марии. Он вырос в благополучной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса, со всеми связанными с этим положением преимуществами - например, возможностями контакта с писателями, художниками, учеными, которые были частыми гостями в доме Рерихов. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным занятиям. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал для исследований в их районе и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия своими собственными руками тайн забытых веков зажег в нем любовь к археологии; эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Благодаря другим контактам, в нем развился интерес к коллекционированию доисторических предметов, монет, минералов. Он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником. Его отец, однако, не считал живопись подходящим занятием для достойного члена общества и настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам и начал изучать юриспруденцию. Сошлись на компромиссном решении, и осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Художественную Академию и в Санкт-Петербургский yниверситет. В 1895 г. Рерих встретился с выдающимся писателем, историком и критиком Владимиром Стасовым, который затем познакомил его с многими композиторами и артистами того времени : с Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским, Федором Шаляпиным. Посещая концерты в Консерватории, он впервые услышал музыку Глазунова, Лядова, Аренского, Вагнера, Скрябина и Прокофьева, и горячо и на всю жизнь полюбил музыку. Особенно близок был ему Вагнер, и впоследствии, работая для театра, он создал оформление к почти всем операм этого композитора. Более того, музыкальные термины и аналогии могут быть непосредственно применены к живописи Рериха. Он часто связывал музыку с использованием красок и цветовых сочетаний, и применял эти свои ощущения в оформлении опер. В своей книге "Мир Рериха" Нина Селиванова писала: "Оригинальная сила творчества Рериха заключается в его мастерской и ярко выраженной симметрии и в определенном ритме, как в мелодии эпической песни." Конец 1890-х годов принес расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где, под предводительством Сергея Дягилева, формировались авангардистские группы и союзы. Дягилев учился на юридическом факультете Университета на год или два раньше Рериха и был одним из первых ценителей его как художника и исследователя русской старины. Одним из первых достижений Дягилева было основание, вместе с княгиней М. Тенишевой и другими, журнала "Мир Искусства." Журнал просуществовал сравнительно недолго, но оказал большое влияние на творческие круги России. "Мир Искусства" объявил себя врагом академизма, сентиментализма и реализма и познакомил своих читателей - в основном, интеллигенцию - с европейским постимпрессионизмом и модернистским движением. Рерих принимал участие в выпуске этого журнала и входил в состав редколлегии, вместе с Александром Бенуа и Леоном Бакстом, которые впоследствии стали его сотрудниками на ранней стадии Дягилевских "Русских Балетов." Закончив Университет и получив диплом, Рерих решил провести год в Европе, чтобы посетить музеи, выставки, студии и салоны Парижа и Берлина. ............ |