Рецензия на статью Ю.М. Лужкова
Стабилизационный фонд – «лекарство от развития»
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Кафедра Экономической истории.
Выполнила: студентка группы № В372
Крылова Ольга
Проверил: Кандидат экономических наук
Санкт-Петербург
2008 год
Радушинский Д.А.
3 декабря 2004 года Юрий Михайлович Лужков представил в газете «Труд» резко критическую в адрес Правительства статью под названием СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД - "ЛЕКАРСТВО ОТ РАЗВИТИЯ". Ни привычные для московского мэра «Известия», ни «Комсомольская правда» по всей видимости не решились опубликовать этот материал. Скорее всего, издания, подконтрольные олигарху Потанину, просто не захотели участвовать в не очень удобной для себя теме. В итоге «программный текст» Юрия Михайловича смогла приютить на своих страницах только газета «Труд», абсолютно не популярная в столице - но очень хорошо известная в российских регионах. Эта работа стала первой из ряда последующих публикаций мэра Москвы, в том числе его книги «Развитие капитализма в России. 100 лет спустя», в которой он весьма жестко и убедительно высказался относительно серьезных пороков “бережливой” политики в отношении Стабфонда, призывая таким образом Правительство к открытому обсуждению стратегических параметров экономической политики и финансово-экономического курса.
Для того чтобы получить необходимую информацию о сущности предмета, обратимся к официальному сайту Минфина РФ в интернете. Вот что официально заявлено Министерством финансов Российской Федерации о предназначении Стабилизационного фонда, а также формировании и использовании его средств:
Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.
Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.
В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. ............