Кеттелл, Рэймонд Бернард
(Cattell, Raymond Bernard)
Родился: 1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.
Умер: 1998.
Интересы: клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.
Профессиональная деятельность: заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи", 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.
Основные тесты:
«Шестнадцать личностных факторов» опросник (sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.
Культурно-свободный интеллекта тест (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.
Основные публикации:
1928 The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journal of Psychology, 19,34-48.
1936 Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.
1944 An objective text of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.
1950 The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.
1951 P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.
1952 A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.
I960 The multiple abstract variance analysis equations and solutions. Psychological
Review, 67,353-372.
1966 Refinement and test of the theory of fluid and crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.
1971 Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.
1971 Estimating modulation indices and state liabilities. Multivariate Behavioral Research, 6,7-32.
1973 Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.
1979 Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.
1979 Ethics and the social sciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.
1982 The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.
1987 Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.
1990 Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.
1992 Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.
1994 Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).
Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл — должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете. Позднее он стал профессором в Гавайском университете.
Рэймонд Кеттелл внес фундаментальный вклад в наше понимание теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.
Кеттелл выделяет три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. ............