Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич –
проректор по развитию образования региона
Карагандинского ИПКиПГСРО,
к.психол.н., доцент психологии
В период февраль-март 2004 года Карагандинским областным институтом повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды.
За последние 10 лет в нашей республике произошли серьезнейшие изменения. Казахстан стал страной, открытой миру, строящим демократическое общество, правовое государство с рыночной экономикой, в котором на первое место должен быть поставлен, человек, обладающий значительно большей, чем ранее мерой свободы и ответственности.
Но здесь возникает ряд далеко непраздных вопросов:
1. Отражает ли система образования республики эти изменения?
2. Обеспечивает ли полноценное функционирование гражданина в обществе?
Поиск ответов на эти вопросы и стал основной причиной проведения данного исследования.
В исследовании приняло участие 220 учащихся 9-х классов 5-ти Карагандинских школ, из них 118 учащихся гимназий и лицеев и 102 учащихся общеобразовательных школ.
Использовалась методика исследования международной программы PISA (Program for International Student Assessment) по оценке функциональной грамотности 15-летних учащихся, в которой принимала участие Российская Федерация. В данной программе нашли отражение значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.). Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.
Мы использовали часть тестовых заданий данной программы - 8 тестовых заданий или 29 вопросов разного уровня сложности по:
§ литературной функциональной грамотности (3 тестовых задания или 13 вопросов);
§ математической функциональной грамотности (3 тестовых задания – 8 вопросов);
§ естественно-научной функциональной грамотности (2 тестовых задания – 8 вопросов).
Нам пришлось адаптировать шкалу оценки результатов тестирования, использованную в программе PISA под нашу традиционную:
§ правильные ответы на более 90% вопросов – высокий уровень функциональной грамотности – «отлично»;
§ правильные ответы на 75-90% вопросов – хороший уровень функциональной грамотности – «хорошо»;
§ правильные ответы на 50-75% вопросов – удовлетворительный уровень функциональной грамотности – «удовлетворительно»;
§ правильные ответы на менее 50% вопросов – низкий уровень функциональной грамотности – «неудовлетворительно».
Результаты исследования
1. Общая учебная компетентность по всем учащимся, принявшим участие в исследовании:
§ 2% - показали высокий уровень функциональной грамотности;
§ 12% - хороший уровень функциональной грамотности;
§ 46% - удовлетворительный;
§ 40% - неудовлетворительный.
2. Результаты учащихся гимназий и лицеев отличаются от результатов учащихся общеобразовательных школ:
Уровни ФГ
Учащиеся
гимназий/лицеев
Учащиеся
общеобразовательных школ
Высокий 3,4% 0% Хороший 21,4% 0% Удовлетворительный 55,2% 33,8% Неудовлетворительный 22,9% 66,2%
3. Результаты учащихся по литературной, математической и естественно-научной функциональной грамотности представлены ниже:
Уровни литературной ФГ Учащиеся всех обследованных школ
Учащиеся
гимназий/ли
цеев
Учащиеся
общеобразовательных школ
Высокий 0% 0% 0% Хороший 14% 19,4% 6% Удовлетворительный 49,2% 56,9% 37,5% Неудовлетворительный 36,8% 23,7% 56,5% Уровни математической ФГ Учащиеся всех обследованных школ
Учащиеся
гимназий/ли
цеев
Учащиеся
общеобразовательных школ
Высокий 12,7% 21,2% 0% Хороший 24,9% 30,2% 17,4% Удовлетворительный 42,8% 38,8% 47,1% Неудовлетворительный 19,6% 9,8% 35,5% Уровни естественно-научной ФГ Учащиеся всех обследованных школ
Учащиеся
гимназий/ли
цеев
Учащиеся
общеобразовательных школ
Высокий 0,7% 1,2% 0% Хороший 13,1% 22,3% 0% Удовлетворительный 29,1% 32,5% 22,8% Неудовлетворительный 57,1% 44% 77,2%
Результаты по каждой из пяти школ, учащиеся которых приняли участие в исследовании представлены в приложении №1 материалов исследования.
Результаты исследования показали, что 40% из числа тестировавшихся учащихся не способны применить полученные знания в жизненных ситуациях, причём в гимназиях и лицеях таких учащихся 22,9%, а в общеобразовательных школах – 66,2%.
Хуже всего обстоит дело с естественно-научной и литературной функциональной грамотностью (57,1% и 36,8% учащихся показали низкую функциональную грамотность в этих сферах). ............