Часть полного текста документа:Рид Иосифович ГРАЧЁВ (1935-2004) ГРАЧЁВ (собств. ВИТЕ) Рид Иосифович родился 18 июля 1935 в Ленинграде. Отца не знал. Мать, Маули Арсеньевна Вите, работала в заводских газетах, дружила с поэтессой Ольгой Берггольц. После смерти матери в первую блокадную зиму 1941 попал в детский дом, с которым был эвакуирован на Урал. В 1949-53 жил в семье дяди; самостоятельно занимался французским языком. В 1953 поступил на филфак ЛГУ. В годы учебы познакомился с М. Красильниковым, В. Уфляндом, В. Крейденковым, В. Герасимовым. Дипломную работу посвятил журналу "Мир искусства". По окончании ЛГУ год работал корреспондентом комсомольской газеты в Риге, затем вернулся в Ленинград. В 1960 опубликовал первый рассказ - "Песни на рассвете" в сборнике "Начало пути". Вскоре стал известен как писателям старшего поколения - В. Пановой, Д. Дару, Т. Хмельницкой, Н. Берковскому, Л. Гинзбург, Е. Эткинду (последний привлек его к работе над книгой "Писатели Франции"), так и широкому кругу молодых писателей - А. Битову, М. Данини, И. Бродскому, Б. Иванову, А. Кушнеру, Г. Горбовскому и др. Проповедовал радикальные нонконформистские взгляды на роль и место писателя в обществе; во второй половине 1960-х изложил их в своих эссе. В рассказах, написанных в первой половине 1960-х, преобладают три темы. Одна из них - тема детей, получающих первые уроки бездушия, тупого следования воспитательным правилам взрослых, которые сами являются жертвами социального и духовного мира (цикл "Дети без отцов"). Вторая - разъединенность людей в советском социуме, жизнь человека, лишенного уважения к личности, без которого социальный мир становится неисправимо уродливым (рассказы "Снабсбыт", "Дом стоял на окраине", "Частные дрова", "Зуб болит", "Помидоры"), Третья тема - робкое пробуждение личностного сознания ("Будни Логинова"), В повести "Адамчик" (1964; опубликована в журнале "Часы") пересекаются все три темы. В эти же годы переводил очерки А. де Сент-Экзюпери, составил комментарии к его однотомнику. Публикация очерка Сент-Экзюпери "Военный летчик" с купюрами (без уведомления об этом читателей) стала поводом для его статьи "Присутствие духа" в "Литературной газете", которая принесла ему известность. Писал стихи. Литературные заработки были мизерными и случайными. Надежды на публикацию повести "Адамчик" не оправдались - текст, уже набранный в типографии, был уничтожен. В результате душевного срыва оказался в больнице. Здесь переводил "Миф о Сизифе" А. Камю. Благодаря поддержке писателей старшего поколения в 1967 выпустил книгу "Где твой дом" (из ее первоначального состава было исключено большинство произведений) и был принят в Союз писателей. Во второй половине 1960-х написал серию эссе, большинство из которых вошло в однотомник "Ничей брат", выпущенный только в 1994. В них получила развитие литературоцентристская точка зрения на духовное и моральное состояние общества, затрагиваются проблемы интеллигенции и гражданской ответственности, впервые в нашей литературе звучит подход к проблеме личности с экзистенциальных позиций. В начале 1970-х из-за болезни отошел от творческой деятельности. Несколько произведений были опубликованы в самиздате (журнал "Часы", сборник "Лепта") и за границей. Стал одним из прототипов главного героя (Шведова) повести Б. ............ |