Часть полного текста документа: РИМСКИЙ ТЕАТР Истоки римского театра. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обрядовым играм,богатым карнавальными элементами .Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна .Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений : господа на время становились "рабами", а рабы "господами". Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена , когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума ,по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы . На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни-фесценнины . Как и в Греции ,обычно выступали при этом два полухория ,которые обменивались шутками подчас язвительного содержания .Зародившись еще при родовом строе , фесценнины существали и в последующие века ,и в них ,по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями. Существовала и другая форма примитивных зрелищ сатура. Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г. до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо- гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото- рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна- чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми- ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы. Еще одним видом драматических представлений комического харак- тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других пле- мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре- рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать их в дни праздников. В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа: Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели,поэ- тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза- ции. К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим воспроизво- дил сценки из народного быта,а иногда пародировал мифы,выводя в шутовском виде богов и героев. Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые иг- ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви- тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук- ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри- ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу- жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы. Римский театр эпохи республики. Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе- ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам. После победононого окнчания первой Пунической войны,на праз- дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику,находив- шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин- ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе- реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере- веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер- вый толчок развитию римского театра. С 235 г. ............ |