Часть полного текста документа:Род (мифология) У этого термина существуют и другие значения, см. Род (значения). Род - по мнению сторонников родноверия, ссылающихся на работы Б. А. Рыбакова, общеславянский бог, создатель всего живого и сущего, упомянутый в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. Историю появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии Л. С. Клейн излагает так: В 1846 году И. И. Срезневский рассматривал Рода как дух или привидение в славянской мифологии. Но после открытия в 1850 году С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со "Словом об идолах" ("Слово святаго Григория изобретено в толпех о том, какое перьвое погани сущее языци кланяшеся идолом и требы им клали") вынужден был пересмотреть свое представление о Роде и уже вскоре писал о нем как об "особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном". Слову "Родъ" Срезневский, цитируя поучения, дает синоним "геена, огонь неугасимый". Рожаницу он сопоставлял не только с греческими "девами жизни - мойрами", но и с греческой Тихе, богиней судьбы. В те же годы вышли и специальные статьи о Роде - Д. О. Шеппинга и А. Н. Афанасьева. Греческий оригинал "Слова об Идолах" посвящен развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам: "Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне - Коруна же является матерью антихриста - и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита ... Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу - роду и рожанице...". Оригинальный текст (русск.) Иже бесятся жроуще матери бесовьстеи афродите богыни. Kopoyне. короуна же боудеть и антихрисця мати. и артемиде. проклятеи. диомисее. стегноражанию и недоношеныи породъ. и бог мужеженъ ... тем же богомъ требоу кладоуть и творять. и словеньскыи языкъ. виламъ. мокошьи. дивЕ. пероуноу. хърсоу. родоу. и рожаници... Затем этот мотив развенчивания рожаницы и рода развивается и еще более усиливается: речь идет о тех, которые почитают "...проклятого же Осирида (то есть Осириса.) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога... А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам роду и рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом... Оттуда же начали эллины ставить трапезу роду и рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: так славяне стали ставить трапезу роду и рожаницам". Оригинальный текст (русск.) ...проклятого же осирида. рожение. мати бо его ражающи оказися. а того створиша богомъ... и от техъ извыкоша древле халдеи, и начаша требы творити своима богома родоу и рожаници. по того рожению. проклятого. и сквьрнаго бога ихъ. осирида того же оирида скажеть книга лъживая и сквьрньная. ............ |