Реферат
Родоплеменная организация населения Саудовской Аравии
Причины формирования родоплеменной организации населения Саудовской Аравии представляются общими для всех государств Ближнего и Среднего Востока. Сложные природно-климатические условия, присутствие враждебно настроенного окружения привели к консолидации лиц, объединенных родственными отношениями, и послужили причиной образования ими самостоятельной организации, безопасность и неприкосновенность которой обеспечивалась взаимной защитой. Тем самым была закреплена исторически сложившаяся зависимость человека от группы лиц, принадлежность к которым позволяла ему выжить.
В дальнейшем развитие саудовской родоплеменной организации пошло по пути постепенной «утраты» родом статуса структуры, объединенной исключительно по принципу кровного родства. В его состав путем побратимства («ухува»), а также брачных союзов стали входить представители других семей. Определение рода свелось к группе людей, среди которых запрещена вражда и столкновения и которые связаны между собой обязательством оказания взаимопомощи и абсолютно лояльны общности в целом.
В составе окончательно сформировавшейся родоплеменной структуры Саудовской Аравии могут быть выделены следующие элементы:
– семья («рахт», «Аль»);
– род («фасиля», «ашира»);
– коленно-племенная ветвь («фахз»);
– племенное объединение (клан), состоящее из нескольких ветвей («батын»);
– племя («кабиля»).
В настоящее время на территории Королевства Саудовская Аравия проживает более 80 племен. Север страны населяют племена аль-анайза, абда, шерарат, руаля; северо-восток – племя шаммар; области Неджда представлены племенами утейб, мутаир, сухуль; западные районы королевства входят в анклав, заселенный муахиб, бали, джухейна, харб; восточные – племенами бенихалед, бенихаджар, субаи, манасыр; на юге проживают аль-мурра и сейар. В указанных районах племена сохраняют права собственности на часть сельскохозяйственных угодий (как пастбищных, так и используемых в растениеводстве), владеют крупным поголовьем верблюдов и мелкого скота, контролируют отдельные источники воды.
Компактно проживающие в городах представители племен могут оказывать существенное влияние на деятельность ведущих хозяйственных субъектов. Так, по сведению ряда источников, представители двух племен Западной провинции КСА – муахиб и джухейна – осуществляют функции «негласного профсоюза» в Исламском порту Джидды.
Кочевой образ жизни саудовских племен (в настоящее время к кочевникам относится 5% населения королевства, т.е. около 1 млн. человек) (2) и их последующий переход к оседлости на территории ряда государств Ближнего Востока привел к возникновению кровнородственных связей между представителями саудовских племен и подданными ОАЭ, Бахрейна, Катара, Омана, Ирака, Иордании. Выходцы из таких родов осознают себя как члены единого сообщества, хотя образующие его семьи имеют разное подданство.
Саудовской племенной организации присуща иерархичность. Кочевые племена считают себя выше земледельческих. В свою очередь, среди первых к более «почтенным» относятся племена, имеющие более древнюю историю. К числу наиболее «благородных» относятся бедуинские племена, которым прежде была свойственна воинственность, в частности, аль-анайза, из которого происходит правящая семья Аль Сауд, и шаммар. ............