Часть полного текста документа:Ролан Барт Д.А. Силичев, А.В. Вашкевич Барт (Barthes) Ролан (1915-1980) - французский эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950-е гг.) Б. испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960-е гг.) взгляды Б. находятся в рамках структурализма и семиотики. В третий (1970-е гг.) он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В течение всего творческого пути Б. разрабатывает концепцию "письма", оказавшую большое влияние на фр. и всю зап. мысль. В круг его интересов входят также проблемы семиотики, культуры и искусства. В 1950-е гг. выходит первая важная работа Б. "Нулевая степень письма" (1953), в которой "письмо" определяется как "третье измерение формы". Б. располагает его между языком и стилем, выводит последние за пределы собственно литературы, называя язык "долитературным", а стиль - "сверхлитературным" явлением и полагая, что именно письмо делает литературу искусством. Оно означает технику, манеру, тон, ритм, а также моральное и ценностное измерение литературы. Письмо выступает способом связи литературы с обществом и историей, представляет собой литературный язык, включенный в конкретный социально-исторический контекст. В этот период Б. уделяет большое внимание критике зап. культуры вообще и массовой в особенности, посвящая этому кн. "Мифологии" (1957). Особо стоит выделить его анализ творчества Б. Брехта, которого он называет "единственным великим именем в пустыне современного театра". В 1960-е гг. Б. увидел в структурно-семиотической методологии возможность решения всех проблем культуры, искусства и эстетики. Лингвистика и семиология, пишет он, "смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм". Теперь Б. смотрит на мир через призму языка, который охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне которого нет ничего: "язык повсюду", "все есть язык". Б. определяет культуру как "поле дисперсии языков". Для него изменить язык - значит изменить мир. Радикальное преобразование общества он надеется осуществить с помощью "революции в собственности на символические системы". Свои новые взгляды Б. развивает в работах "О Расине" (1963), "Критические очерки" (1964), "Критика и истина" (1966), "Основы семиологии" (1965), "Введение в структурный анализ рассказов" (1966), "Система моды" (1967) и др. Как и др. явления, искусство рассматривается с т.зр. знака и языка, как формальная система, в которой главным выступает не содержание и смысл, но форма и порождающая смысл структура, "кухня смысла". Существенно меняется понимание письма. Оно превращается в "реле", которое не включает, а отключает литературу от общества и истории. Письмо становится средством преодоления естественного языка, техникой "выпаривания" смысла слов и создания "косвенного языка", вторичных значений, коннотаций, которые являются имманентными, эндогенными образованиями. В 1970-е гг. во взглядах Б. произошли новые изменения, которые затронули прежде всего "письмо". Теперь оно становится особой практической деятельностью, для обозначения которой Б. употребляет термины "письмо-текст", "чтение-письмо" и "текстуальный анализ", поскольку результатом письма выступает текст, принципиально отличающийся от традиционного произведения. "Произведение" представляется Б. ............ |