ВВЕДЕНИЕ
Изучение иностранного языка в школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора [1, c. 43].
Согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения [6, c. 59].
Основной целью обучения английскому языку в школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Рассмотрение вопросов, связанных с раскрытием резервных возможностей диалога как интерактивного процесса создания межличностного иноязычного пространства, является актуальным не только для исследования проблем общения в контексте учебно-познавательной коммуникативной деятельности, но и современного понимания содержания и форм культурно-досуговой деятельности на иностранном языке.
Понятие диалога не является новым. Под диалогом понимается определенная форма речи, при которой в равной степени активны все ее участники. Психологическое содержание понятия диалога гораздо глубже. Оно выражает определенный характер отношений между личностями его участников, в частности, отношений общности, единства содержательно-психологического пространства общающихся, их взаимопроникновения в жизненное бытие друг друга. Психологи в разработке проблемы педагогического общения заостряют внимание на оптимизации общения, поиска наиболее эффективных механизмов взаимодействия [2, c. 54].
Анализ существующих исследований в современной психологической науке, посвященной диалогу как высшему уровню общения, позволяет выделить следующие его психологические детерминанты: активное диалогическое отношение к собеседнику; признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие другого; доброжелательность и доверительность в отношениях партнеров по общению как выражение любви друг к другу; эмоциональная и личностная открытость партнеров друг другу; искренность в выражении чувств, переживаний в общении с партнером; ориентация на актуальное состояние личности по принципу «Здесь и теперь»; творческий характер активности, совершаемой в общении; свобода от стереотипов прошлого, непредвзятость взглядов, мыслей по отношению к другому человеку [22, c. 52].
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена противоречием, с одной стороны, между необходимостью формирования диалогических навыков у учащихся начальной школы и недостаточной разработанностью проблемы организации культурно-досуговой деятельности как средства формирования диалогических навыков в начальной школе. Таким образом проблема исследования заключается в поиске способов формирования навыков диалогического общения в контексте культурно-досуговой деятельности.
Цель исследования: теоретически доказать, что культурно-досуговая деятельность является средством формирования навыков диалогического общения у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку.
Объект: процесс формирования диалогических навыков у учащихся.
Предмет: культурно-досуговая деятельность как средство формирование диалогических навыков у учащихся.
Гипотеза исследования - освоение навыков диалогического общения проходит более продуктивно в контексте культурно-досуговой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) дать характеристику диалогической речи и рассмотреть цели, задачи и содержание диалогической речи
3) изучить технологию обучения и систему упражнений диалогической речи в контексте культурно-досуговой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых как: Ляховицкого М.В; Миролюбова А.А; Рахманова И.В; Цейтлин В.С; Пассова Е.И; Л.П. ............