Прахт Дм. В.
Православная Церковь на протяжении долгого времени (до петровских времен) практически в одиночестве занималась распространением грамотности в России. В последующее время ее деятельность на ниве просвещения не ослабла, а еще более возросла. Уже в начале ХIХ в. в ведение Русской Православной Церкви входили 4 типа учебных заведений, образующие единую систему духовного образования: академии, семинарии, уездные и приходские училища. Первые являлись высшей, вторые и третьи — средней, четвертые — начальными образовательными ступенями.
Изучая историю духовного образования в России можно выделить 4 основных этапа реформирования духовных учебных заведений (1808-1814, 1839, 1867-1869, 1884-1886), характеризующиеся изменениями специфики управления, целей, задач, организации и содержания учебно-воспитательной работы.
Перед духовной школой стояла задача не только обучить, но и воспитать юношей. В процесс обучения и воспитания входит не только передача формального знания, но и передача живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежит учителю, духовному наставнику, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к служению Церкви и людям. И такие люди находились в каждой школе, они помогали своим жизненным примером выработать положительные качества в студенчестве.
Известно, что проблема формирования личности была актуальна всегда и, как никогда, актуальна сейчас.
Православное понимание «личности» отличается от психологического: раздвигая рамки ее мирского восприятия, оно говорит о том, что «личность» — это, прежде всего, духовное проявление человеческой природы. «Личность является показателем человека как особенного творения. Личность — это перерастание человеческой природы» [1, с.34]. Именно выход за рамки рожденных, исходных данных, прорыв в вертикальную систему координат, то есть духовное возрастание делает человека личностью.
Развитие личности являлось и является сейчас одной из основных целей образования и проходит не спонтанно, а в результате педагогического управления и духовно-нравственного наставления.
Говоря о духовных школах XIX в. обычно отмечают негативные стороны образовательно-воспитательного процесса. Прибегая к свидетельству людей, чья жизнь оказалась связанной с духовной школой именно в это время, можно проследить, какое влияние система духовного образования оказывала на личность. Для этого обратимся к воспоминаниям очевидца. Им будет А.Г. Ширяев, который в 1896 г. окончил Петербургскую Духовную Академию.
Полный цикл духовного образования в дореволюционной России продолжался в общей сложности четырнадцать лет: 4 года духовного училища, 6 лет духовной семинарии и — для тех, кто хотел достичь высот академической учености — еще 4 года духовной академии. Все эти образовательные ступени прошел А.Г. Ширяев.
Приведенные ниже свидетельства представляют собой дневник А.Г. Ширяева, который частично опубликован [3].
В духовное училище А.Г. Ширяев поступил в 1882 г., когда ему было 10 лет. Его отец, будучи малограмотным дьячком, мечтал дать своему сыну образование, и для этого делал все, что было в его силах. «Помыслы отца были устремлены на то, чтобы дать нам образование, «вывести в люди», и экономические затруднения, связанные с этою задачею, сказывались временами довольно сильно, особенно при отправке нас в Ярославское духовное училище после каникул. ............